Федеральный центр впервые за три года выделил федеральное финансирование на объекты транспортной инфраструктуры Петербурга, но денег для участков Восточного скоростного диаметра (ВСД) там, похоже, не предусмотрено. АБН изучало перспективы строительства новой скоростной магистрали.
Долгие годы на строительство Восточного скоростного диаметра в Петербурге не хватало финансирования, но в 2019 году ситуация, казалось бы, сдвинулась с мертвой точки. Проект был поддержан на высшем уровне, задачу найти ресурсы на ВСД правительству поставил президент РФ Владимир Путин.
Пока речь идет о финансировании первого участка магистрали, так называемой Витебской развязки. На нее нужно 30 млрд рублей. Как заявлял журналистам в ноябре прошлого года президент ВТБ Андрей Костин, 10 млрд выделит правительство, еще по 10 млрд рублей потратят власти Санкт-Петербурга и ВТБ.
В итоге правительство РФ действительно впервые за три года выделило Северной столице федеральное финансирование на дороги. Но, во-первых, суммы субсидий там совсем другие — 3,7 млрд в 2021 году и 3,4 млрд в 2022 году, во-вторых, в списке пяти объектов с привлечением федеральных денег ВСД нет.
«Странно, что участки ВСД не попали в список. В прошлом году, когда дирекция по развитию транспортной системы города и области утверждала список, он там был. И вообще ВСД — это часть скоростного каркаса города, его проектирование было заложено еще в предыдущих вариантах генплана. Если не строить ВСД, то скоростная система Петербурга будет разорвана и просто не закончена», — объясняет АБН заведующий лаборатории Института проблем региональной экономики РАН Леонид Лосин.
По словам эксперта, «транспортный каркас» Петербурга состоит из кольцевой дороги, из Западного скоростного диаметра (ЗСД) и вылетных магистралей типа нового Московского шоссе, который теперь называется «Нева», или Новоприозерского шоссе. После окончания строительства всех новых вылетных направлений и ВСД, скоростную систему города можно будет назвать состоявшейся.
Предполагается, что Восточный скоростной диаметр должен связать построенный Западный скоростной диаметр с Витебским и Лиговским проспектами. Протяженность шестиполосной магистрали должна составить 27,4 км.
Предполагается, что она начнется от ЗСД и пройдет внутри промышленного пояса южной зоны вдоль северного железнодорожного полукольца до примыкания к КАД севернее Кудрово. Затем дорога проследует до пересечения с Мурманским шоссе.
Витебская развязка, которая должна стать первым участком магистрали протяженностью около 4 километров, практически целиком будет состоять из эстакады, чем и объясняется ее высокая цена.
«Стоимость всего проекта оценивается в сумму больше 180 млрд рублей. Даже при том, что ВСД должна насчитывать 6 полос, один километр одной полосы выходит дороже 1 млрд рублей. Цифры колоссальные даже для таких крупных проектов в центре города. Отдельные мосты эстакады и «проколы» всегда будут дешевле огромного проекта. Прежде чем начинать строительство ВСД, надо еще раз оценить список задач, которые решает магистраль», — уверена старший научный сотрудник института экономики транспорта и транспортной политики ГУ ВШЭ Екатерина Решетова.
Среди первоочередных задач ВСД собеседник АБН выделяет решение проблемы нехватки мостов, появление дополнительной переправы через Неву, и возможность увести транзитные потоки из центра. Проект магистрали, конечно, их решит, но только ли таким способом и по такой цене можно решить эти задачи?
Кроме того, без денег Москвы реализовать проект крайне сложно. По словам эксперта из ВШЭ, привлекать инвесторов в крупномасштабные транспортные проекты всегда непросто, а если проект в городе, то тут всегда у водителей появляется масса альтернативных маршрутов для объезда платного участка.
«Надо смотреть, окупится ли проект, учитывая тарифы, которые будут выставлены после подписания концессионного соглашения, либо опять городу потребуется компенсировать инвестору недополученную прибыль. Здесь всегда стоит анализировать конкретные условия реализации, но привлекать инвесторов без компенсаций очень сложно», — добавляет Екатерина Решетова.
Для сравнения, на содержание Западного скоростного диаметра в 2019 году город выделил 5,5 млрд рублей, из которых более половины относятся к расходам на выполнение соглашения о государственно-частном партнерстве по ЗСД. Договоре концессия планируется и в случае с ВСД, когда Петербург вынужден будет доплатить инвестору, если поток машин окажется ниже запланированного.
При этом эксперты подчеркивают, что тот же ЗСД успешно связал острова и обеспечил скоростную связь между северными и южными районами города. По мнению Леонида Лосина, ЗСД уже сыграл для транспортного развития Петербурга не меньшую роль, чем кольцевая дорога. Какую цену город заплатит за ВСД, и сможет ли новая магистраль решить комплекс транспортных вопросов Северной столицы, станет яснее после начала работ по строительству Витебской развязки.