Петербургские власти в последние несколько дней начали вводить новые ограничения для борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Пока они не касаются малого и среднего бизнеса, и имеют рекомендательный характер — работодателям, например, посоветовали перевести часть сотрудников на удаленный режим работы, а в петербургское метро перестали пускать без маски. Однако весенний опыт подсказывает, что запреты могут ввести внезапно и без особых предупреждений. АБН опросило представителей петербургского малого и среднего бизнеса и узнало, какие настроения господствуют среди них.
Петербургские организаторы мероприятий введение запретов по-человечески понимают, поскольку от коронавируса умирает большее количество людей, однако жалуются на отсутствие поддержки со стороны властей.
По словам управляющего партнера ООО «Би Си Коммьюникейшенз» Ольги Чернышовой, ее компания специализировалась в основном на организации крупных мероприятий для российского и международного бизнеса. По понятным причинам часть бизнеса не может полноценно функционировать.
С точки зрения предпринимательницы, если большой процент малого и среднего бизнеса прекратит свое существование, а объемы крупного серьезно сократятся, то город останется без ощутимого объема налогов, что, в свою очередь, приведет к сокращениям по всем направлениям жизнедеятельности Санкт-Петербурга. А это означает, что развитие города и страны будет происходить медленными темпами и с задержками.
«Но, с другой стороны, когда в одном месте наблюдается сильный упадок, рано или поздно там же начинается активный рост, восстановление, развитие. Возможно, когда мы окончательно выйдем из этого кризиса, мы начнем работать с удвоенной силой. Для мощного движения вперед всегда нужна поддержка», — пояснила Ольга Чернышова.
Она добавила, что из-за этого кризиса Россия в очередной раз теряет большие возможности в экономическом развитии по сравнению с Западом, где меры поддержки гораздо серьезнее.
Ольга Пескова, основатель агентства «PR LOOK», которое занимается информационным сопровождением крупных мероприятий, пояснила, что до 2021 года они запланировали ряд событий, и отменять их на данный момент не собираются.
«Мы работаем с разными организаторами событий. И события более камерные сейчас проводятся, и это нас очень радует! Например, в этом году все-таки состоится Национальная оперная премия «Онегин». Несмотря на то, что театры были закрыты почти полгода, они каким-то образом изощрялись и выпускали новые оперные постановки. Эти премьеры и будет оценивать жюри премии. Награждение лауреатов состоится 13 ноября в Михайловском театре», — пояснила Ольга Пескова.
Она добавила, что в рамках премии состоится и гала-концерт «Мировые звезды российской оперы» с участием солистов Мариинского театра. Помимо этого, 23 октября откроется масштабная выставка «Город как субъективность» в Музее городской скульптуры. В этом проекте приняли 35 художников из разных городов России.
«Выставка не отменяется и пройдет с 24 октября по 31 января», — уточнила Ольга Пескова.
А вот организаторы спортивных мероприятий в Санкт-Петербурге находятся в подвешенном состоянии из-за возможного возвращения запретов.
«На самом деле, мы никак не готовимся к [возможному ужесточению ограничений], потому что в напряженном состоянии находимся с весны, весь этот период. Мы морально готовы к тому, что в любой момент все может закрыться. «Вторая волна» прогнозировалась, а мы тут бессильны», — пояснил Дмитрий Эсаиашвили, генеральный директор ООО «Оле промо груп», которое занимается организацией любительских и корпоративных футбольных турниров в Санкт-Петербурге.
Что касается инсайдерской информации, то Дмитрий Эсаиашвили пояснил, что ее было очень много, но в конечном итоге она оказалась неверной.
«Говорили, что 20 сентября что-то начнется, и чуть ли не будут регионы закрывать — город Сочи, например. Но пока ничего не закрывают. И какие-то слухи гуляют, что в Петербурге на 15 или 20 октября установили какую-то дату, когда будут смотреть, что и как», — добавил организатор футбольных соревнований, уточнив, что слухам он не доверяет.
По словам Дмитрия Эсаишвили, весенние запреты уничтожили сразу несколько команд в его турнирах. Среди них оказался, например, один из самых сильных любительских клубов Санкт-Петербурга — «Золотой». Спонсор этой команды принял решение прекратить ее финансирование.
Владельцы крупных пивных и пивоварен в Санкт-Петербурге пострадали еще весной, во время первого этапа введения ограничений. Ряд из них относятся к возможному возвращению запретов философски, а некоторые бизнесмены все-таки очень опасаются.
«Молимся. А как тут готовиться? Тут никак не подготовишься», — пояснил АБН совладелец бельгийских пабов KwakInn Владимир Постниченко, уточнив, что люди сейчас попросту боятся ходить в его заведения из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции.
По его словам, кроме того, у многих петербуржцев просто нет денег на нормальный поход в паб, поскольку многие теряют работу. Он пояснил, что наблюдается очень серьезный спад.
Еще одной проблемой Владимир Постниченко назвал проблему с арендодателями. По его словам, сначала закрываются те, кому не повезло с арендодателями, и не удалось с ними договориться насчет рассрочки по плате.
«Мне с двумя арендодателями удалось договориться, а еще с одним постоянно идут переговоры, и там даже сейчас [до возможного возвращения запретов] уже минус», — отметил совладелец бельгийских пабов KwakInn.
У совладельца «Василеостровской пивоварни» Николая Митчина дела тоже идут не так, как хотелось бы. Однако к новым запретам бизнесмен не готовится.
«Не готовимся никак, потому что не понимаем, к чему готовиться. Любая подготовка сопряжена с тратой времени, управленческих ресурсов. Поэтому будем жить одним днем: когда нам скажут закрываться — будем закрываться», — пояснил Николай Митчин.
Он добавил, что после весенних запретов ее пивоварня потеряла значительную часть персонала, и сейчас до сих пор не может набрать необходимое количество новых людей. У Николая Митчина ранее работали квалифицированные кадры, обучением которых он занимался много лет.
«Мы потеряли серьезно и в выручке. Дай бог, если сейчас вышли на процентов 70 от показателей, которые были до пандемии. Набрали кучу долгов и кредитов, с которыми нужно рассчитываться. Как это делать в том случае, если опять все закроют, абсолютно непонятно», — подытожил Николай Митчин.