25 октября в России отметили День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. В рамках проекта Горэлектротранса #ЛюдиТрудаГЭТ Сергей Николаевич Хотулев, водитель Трамвайного парка № 8, рассказал о своей работе. В 2020 году он удостоился благодарности министра транспорта РФ.
По словам Сергея Хотулева, в профессию он попал спонтанно. До восьмого класса он мечтал быть машинистом метро, мальчишкой даже ходил кататься к машинисту в кабину. Однако в восьмом классе Сергей Николаевич передумал и решил, что на свежем воздухе будет лучше работать.
В 1986-м году, когда ему исполнилось 18 лет, он пошел работать в трамвайный парк. Выпуск Сергея Николаевича оказался последним, кто сел в кабину водителя трамвая с этого возраста. В нынешнее время пойти учиться на водителя трамвая можно только по достижении 20 лет.
Когда Сергей Николаевич начинал работать, то выглядел как 15-летний мальчишка. Когда в первую неделю он работал на 35-м маршруте, то его каждый день останавливали сотрудники Госавтоинспекции. Они думали, что трамвай угнали с кольца, и Сергею Николаевичу приходилось показывать им права. К тому времени он уже в совершенстве умел водить вагон, потому что еще подростком катался на трамваях, и водители давали ему «поводить». Когда началась учебная практика, Сергей Николаевич уже водил так, как будто работал много-много лет.
Перед первой в жизни сменой начальник маршрута оставил водителю записку со словами «Счастливого пути тебе, Сергей, ни пуха, ни пера!».
«Я все думал, как я поеду в первый день, один, когда никто подсказывать ничего не будет. Но нормально все прошло. Больше не страх испытывал, а чувство повышенной ответственности – чтобы не ошибиться, все правильно сделать. А спустя месяц уже нормально было все. И получилось, что это мое призвание. В те времена было весело! Мы тогда работали на одиночных вагонах, и когда в час пик подъезжали битком набитые к остановке на Обводный канал, то там в шесть-восемь рядов стояли люди, которым на «Красный треугольник» ехать. И мы друг друга догоняли, чтобы поворачивать двумя вагонами, потому что одному было всех не забрать», — вспоминает Сергей Николаевич.
Конечно, особенно запоминаются и добрые отзывы пассажиров: «Один раз у меня был случай, когда выходил мужчина и сказал, что мне нужно идти на железную дорогу. Мол, когда он стоял в вагоне и не держался за поручни, то практически не ощутил, что едет. Торможение, начало движения – всё было настолько плавным, что он даже удивился, что так можно водить трамвай. Конечно, было очень приятно такое слышать».
Сейчас обладатель благодарности министра транспорта работает водителем-перегонщиком. Однако раньше он работал на линии — сначала на 35-м маршруте, который считался у водителей комсомольско-молодежным, потом на 31-м, на 36-м.
35-й трамвай ходил на Турухтанные острова и проспект Юрия Гагарина. Маршрут в одну сторону он преодолевал в среднем за полтора часа, поэтому десятичасовые смены пролетали как за один раз. Это был очень длинный маршрут, и у Сергея Николаевича он стал любимым. Сначала водитель проезжал Обводный канал, а дальше ехал по Московскому проспекту практически до станции метро «Московская».
31-й маршрут ходил через Площадь Труда и Дворцовый мост. Он проезжал все петербургские достопримечательности.
«Народ ездил, толпа толпу меняла всегда. Многие пассажиры постоянные были, некоторые здоровались, на выходе спасибо говорили за быструю доставку», — говорит Сергей Николаевич.
По словам водителя, трамвай стал символом Санкт-Петербурга еще во время войны. Когда в блокаду в городе пустили трамвай, то это был гигантский подъем для народа. Сергей Николаевич огорчился, когда часть путей стали убирать. По его мнению, дорожники погорячились, когда заасфальтировали перекресток 8-й линии и Среднего проспекта, поскольку его когда-то даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса.
«Там со всех направлений трамвай шел в три стороны. Я люблю трамвай за то, что у него нет выхлопных газов, он экологически чистый, и по сей день считается самым вместительным из наземного транспорта. Как ни крути, ни в троллейбус, ни в автобус не влезет столько, сколько в трамвай. К тому же если троллейбус или автобус набить пассажирами, то у него может гидравлика рессоры сломаться. А трамвай везет и тащит», — пояснил Сергей Николаевич.
Пассажирам водитель пожелал поменьше негативных эмоций и напомнил о необходимости держаться за поручни во время поездки.