Девятиклассницу познакомили с пилотом авиакомпании и показали мастер-класс по управлению самолетом.
Марии Мясниковой всего 14 лет, а она уже точно знает, чего хочет от жизни. Школьница «влюблена в небо» и мечтает стать пилотом гражданской авиации. А изучать тонкости преимущественно мужского ремесла она начала прямо со школьной скамьи: девушка пишет проектную работу на тему «Гендерные стереотипы школьников при выборе профессии пилота».
Чтобы дать Маше возможность познакомиться с профессией и примерить на себя новую роль, школа, где она учится, обратилась в авиакомпанию «Россия». Работники компании организовали девятикласснице знакомство с одной из российских женщин-пилотов — Марией Никитиной, вторым пилотом Boeing 777-300. Она рассказала девушке о том, каким был ее путь в авиацию, о требованиях к пилотам, отношении коллег-мужчин и даже о том, почему в России так мало женщин-пилотов:
«Я думаю, что в нашей стране это просто не популярно. 20 лет назад самолеты для женщин были тяжелы в управлении — не хватало физической силы. Сейчас техника другая и, наверное, требует больше интеллекта, а не силы. Поэтому женщины начали потихоньку подтягиваться в эту сферу. Кроме того, они более спокойны и уравновешены. А еще раньше в летные училища принимали только мужчин. Это правило отменили около 6-7 лет назад», — объяснила она.
Чтобы Маша смогла почувствовать себя пилотом уже сегодня, девушке разрешили сесть за штурвал самолета. Вернее, его симулятора, на котором проходят обучение будущие пилоты. Такие находятся в центре при Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации.
Причем тренировочная модель имитирует не только шум двигателя и пейзаж за окном, но и создает нагрузки, которые ощущаются во время полета.
Традиционно авиакомпания «Россия» уделяет большое внимание профориентационной работе среди школьников. Для этого существуют специальные волонтерские программы. Например, в рамках одной из них несколько раз в год в Москве и в Санкт-Петербурге, проводятся экскурсии, где ребята могут осмотреть самолет, задать вопросы пилотам и посидеть в кресле пилота настоящего самолета. Похожим образом авиакомпания помогает прикоснуться к авиации детям с различными заболеваниями, из-за которых путешествия самолетом невозможны.
Кроме того, на постоянной основе в рамках трехстороннего соглашения Росавиации, авиакомпании «Россия» и вузами проводится целевое обучение будущих пилотов. При этом поддерживают студентов буквально на каждом этапе. Например, работники кадровой службы и пилоты авиакомпании создают специальные чаты в мессенджерах или онлайн конференции, где учащийся может задать любой вопрос действующему пилоту:
«Допустим, на центральном телевидении рассказали, что где-то произошла сложная посадка самолета. Молодой пилот может поинтересоваться у опытного наставника, который налетал тысячи часов, о причинах ситуации и как подобное избежать уже в реальных условиях. В свою очередь КВС (прим.: командир воздушного судна) может адресовать похожий вопрос студенту — а что бы тот предпринял в данной ситуации», — рассказал пресс-секретарь авиакомпании «Россия» Сергей Стариков.
Кстати, Петербург — это не единственный город, где работники авиакомпании «Россия» стараются вызвать у школьников любовь к небу. Следующим может стать Мурманск — традиционная кузница морских кадров. У мурманчан много родственников в Северной столице — колыбели российской авиации:
«Но среди них практически никто не задумывается, что есть и авиационные компетенции. Этот план мы еще только прорабатываем с Росавиацией и Санкт-Петербургским университетом гражданской авиации, чтобы в одной из мурманских школ сделать класс, где десяти- и одиннадцатиклассникам будут давать чуть больше дисциплин, которые потребуются для дальнейшего поступления для обучения именно в этом вузе», — объяснил Сергей.
История с Машей — это не единственный пример того, как для авиакомпании важно дать подростку шанс воплотить свою профессиональную мечту в жизнь. Подобное произошло со школьницей из Оренбурга Екатериной Ситниковой, которая хотела стать бортпроводником. Для нее организовали встречу с одной из действующих стюардесс авиакомпании «Россия». А через полтора года девушка, пройдя обучение пополнила ряды бортпроводников Санкт-Петербургского перевозчика.