Петербургский автохолдинг «Максимум» спустя два года после закрытия сервиса Carmart заявил о его перезапуске. Сервис предлагает клиентам приобрести новые автомобили и машины с пробегом без визита в автосалон. Эксперты заявляют об интересе россиян к покупкам авто в онлайне, но большого перетока клиентов из офлайна при этом не ждут.
Продажи новых автомобилей через интернет впервые стали бизнес-трендом еще в 2016 году, когда входящая в состав Volkswagen Group компания Seat реализовала несколько десятков своих машин через Amazon.
Тренд подхватил сначала концерн Fiat Chrysler, а потом и китайские производители. Для них базовым каналом интернет-продаж стала площадка AliExpress.
В России в 2016 году также впервые запустился сервиса Carmart, причем он предлагал полный спектр услуг, включая приобретение страхового полиса, получение скидок по госпрограммам и доставку авто до квартиры.
Но онлайн-продажи, похоже, не пошли. По данным самого Carmart, их продажи в 2017 году составили более 200 новых и б/у автомобилей. Тем не менее, этого оказалось недостаточно, чтобы проект вышел на самоокупаемость, поэтому Carmart был свернут до лучших времен. И хотя 2020 год сложно назвать лучшим временем для автодилеров, «Максимум» решил разморозить сервис.
«Carmart, несмотря на временную «заморозку», по-прежнему остается единственным в России онлайн-автодилером, который предлагает полный цикл покупки автомобиля. Клиент может купить машину из дома или офиса, не посещая автосалоны и не общаясь с продавцами, которые не всегда дают корректную информацию о конечной стоимости автомобиля», — отмечает директор по развитию дилерского бизнеса холдинга «Максимум» Александр Кустов.
На момент старта продаж в сервисе доступно 900 новых легковых автомобилей шести брендов. Среди них Audi, KIA, Hyundai, Genesis, Mitsubishi и Honda. Кроме них, Carmart готов предложить около 800 автомобилей с пробегом. К маю в компании обещают добавить услугу выездного трейд-ин с диагностикой сдаваемой машины.
После оплаты понравившегося авто на сайте, машину обещают пригнать на любой адрес в Петербурге в течение суток и расположенные в пределах 10 километров от города населенные пункты.
Отличие от покупки в салоне заключается еще и в том, что у покупателя после сделки есть неделя на возврат автомобиля.
«Ситуация за последние годы изменилась, онлайн-продажи влияют на рынок, особенно сильно в Москве и Питере, где сейчас салоны закрыты. Я считаю, что остались люди, которые еще не приобрели автомобиль до повышения цен, и мы можем увидеть более высокий спрос в онлайн-сегменте. Тем не менее, сразу из офлайна вряд ли много людей перейдут в онлайн», — комментирует АБН исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.
В долговременной перспективе история с развитием онлайн-продаж автомобилей, по мнению эксперта, будет развиваться. На это же, вероятно, рассчитывают и в автохолдинг «Максимум».
До конца 2020 года в Carmart планируют реализовать порядка 500 машин, а в будущем в компании намерены создать на базе сервиса маркетплейс и подключить к нему других автодилеров.
«Тема маркетплейсов сейчас модная, другие отрасли тоже идут в этом направлении, те же банки. Возможно, те дилеры и компании которые не хотя вкладываться в создание собственной IT-инфраструктуры, захотят подключиться к такому маркетплейсу. Но конкуренция в онлайн-сегменте продолжит расти с точки зрения удобства площадки, ее безопасности и узнаваемости», — уверен Сергей Удалов.
В свою очередь Александр Кустов считает, что развитие маркетплейсов в автомобильной отрасли может спасти многих дилеров от ухода с рынка и сокращения рабочих мест. Пока же ситуация в отрасли остается очень сложной.
В начале апреля автодилеры Петербурга даже обратились за поддержкой к губернатору, напомнив, что в городе расположено более 300 дилерских центров, в которых работает около 30 тысяч человек. Без поддержки их финансовое состояние может значительно ухудшиться, что создает риски череды банкротств.