Идея о внедрении QR-кодов для продукции петербургского бизнеса звучала еще несколько лет назад, но тогда она носила добровольный характер. На фоне пандемии коронавируса власти вернулись к этой идее, сделав коды обязательными и привязав их к стандартам безопасности. АБН разбиралось, как и зачем компаниям Петербурга получать QR-коды.
Изменения в меры по противодействию распространению коронавирусной инфекции в Петербурге были внесены 9 мая. О новых правилах работы бизнеса на фоне сохранения ограничений и запретов в рамках «режима повышенной готовности» до 31 мая сообщается на странице городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле.
Продолжающие работу организации должны уведомить о своих планах Смольный до 18 мая или до начала осуществления деятельности. Они могут сделать это удаленно через сайт «Центра развития и поддержки предпринимательства».
После подачи сведений о своем бизнесе компания или индивидуальный предприниматель получат на электронную почту специальный QR-код, который будет подтверждать соответствие их деятельности стандартам безопасности.
В комитете промышленной политики подчеркивают, что полученный QR-код организации (индивидуальному предпринимателю) необходимо разместить в наглядной и доступной форме, включая размещение на сайте компании в интернете. Любой потребитель сможет отсканировать такой код и получить всю необходимую информацию о компании.
«Использовать QR-коды мы предлагали ее несколько лет назад. Комитет имущественных отношений хотел их внедрить для защиты от несанкционированной торговли, тем самым повысив ее безопасность. Предполагалось, что любой покупатель сможет посмотреть информацию о компании, если та ведет свою деятельность официально и по договорам», — вспоминает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге Александр Абросимов.
Но идея носила добровольный характер, подчеркивает омбудсмен, поэтому кто-то получил QR-коды и разместил их на своих страницах, а кто-то нет.
В период эпидемиологических ограничений в обязательном порядке внедрить такие коды в качестве стандарта безопасности, по мнению эксперта, будет проблематично.
В прошлом месяце уже было принято решение о стандарте безопасности, который надо было подтверждать в комитете по промышленной политике.
Предприятиям необходимо было разработать план продолжения деятельности в условиях карантина — подготовить стандарт безопасности, закупить необходимое оборудование, организовать пункты контроля, после чего пригласить комиссию для проверки.
Предстояло также определить численность необходимых на местах работников, после чего подать уведомление о продолжении своей деятельности в городской комитет по промышленной политике. Но потом, как отмечает Александр Абросимов, требования отменили, так как в комитете не в состоянии ездить и всех проверять.
«Такая комиссия в свою очередь должна быть кем-то утверждена, в нее должны войти представители Роспотребнадзора. И после их оценки деятельности компании на месте, бизнесмен сможет получить на руки заключение о соблюдений правил безопасности в своей работе, который предлагается отразить в QR-коде. Я пока с трудом представляю, как это будет все работать», — объясняет собеседник АБН.
Экономист Дмитрий Адамидов в свою очередь называет QR-коды больше модной историей, современным трендом, отмечая, что далеко не все люди умеют считывать информацию таким образом.
По мнению эксперта, если речь идет про стандарты безопасности, то ничего плохого в QR-кодах нет. Тем не менее, он считает важным сохранить и более стандартные способы передачи информации о том или ином товаре.
Экономист уверен, что со временем QR-коды войдут в повседневную жизнь людей, но вряд ли стоит рассчитывать на то, что это произойдет одним днем.