В комитете по развитию туризма Петербурга анонсировали первые наработки новой программы стимулирования отрасли. Полноценная программа будет представлена правительству до конца года. Эксперты ожидают увидеть влияние озвученных мер на весь туристический сектор Северо-Запада.
Ключевой частью обновленной программы развития туризма станет транспортная составляющая. Например, Смольный, РЖД и Пулково уже сегодня планируют совместно развивать сеть мультимодальных перевозок для туристов, таким образом «подтягивая» к городским туристским программам партнеров из соседних регионов.
Среди перспективных направлений новый глава городского комитета по туризму Сергей Корнеев в интервью ТАСС называет маршруты из Петербурга в Псков, Новгород, Карелию, регионы «Золотого кольца» и организацию речных круизов. К процессу выработки пакетных предложений для туристов в Смольном намерены подключить также отельеров.
«Речь в данном случае идет скорее о туристическом секторе Северо-Запада. Петербург как город сегодня практически не нуждается в рекламе. В туристах гораздо больше заинтересованы соседние регионы. Но без современного межрегионального транспорта развитие туризма в Новгороде, Пскове и Карелии невозможно, поэтому инициатива выглядит актуально», — считает эксперт транспортного развития территорий института территориального планирования «Урбаника» Илья Резников.
По данным Смольного, в прошлом году Северную столицу посетило 10,4 млн туристов, из которых 4,9 млн приехали из-за рубежа.
С учетом проживания и потребления всех сопутствующих услуг туристы потратили в Петербурге 375 миллиардов рублей. Местные власти ожидали увидеть в 2020 году увеличение турпотока, но карты спутал коронавирус.
В союзе национальных и международных туристских информационных организаций «Сонато» АБН ранее пояснили, что организованный туризм в Петербурге летом просядет однозначно, а по индивидуальному туризму все зависит от скорости снятия запретов. По прогнозам властей, первые туристы вернутся в город на Неве не раньше июля.
«В настоящее время спрос ограничен карантинными ограничениями с одной стороны и платёжеспособностью с другой, поэтому пока сложно говорить об активном восстановлении сегмента путешествий. Въездной турпоток быстро не восстановится и на этот год особо рассчитывать не стоит», — оценил текущую ситуацию на рынке вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Александр Курносов.
По мнению собеседника АБН, в первую очередь начнет восстанавливаться классический экскурсионный поток. Речь идет о стандартных программах, когда три дня выделяется на посещение Петербурга и три дня на Москву. Со следующего года, когда будут введены электронные визы, добавятся и вариации маршрутов.
Вполне возможно, что к этому моменту концепция «Санкт-Петербург — Travel Hub», уже будет одобрена и принята. Пока же потеря летнего сезона выглядит для отрасли самым тяжелым вызовом за последние 20 лет и без поддержки ей не справится. В этом случае многие игроки рынка просто не доживут до следующего сезона.
Еще одним важным моментом переговоров в новой концепции являются транзитные послабления. В комитете по туризму Петербурга предлагают сделать Пулково доступным для транзитных пассажиров в течение 72 часов в безвизовом режиме. Подобные правила сегодня действуют для пассажиров круизных лайнеров и паромов, прибывающих в город.
«Это очень хорошая идея и она работает во всем мире, где у транзитных пассажиров есть возможность посетить город. Тот же Сингапур таким образом стимулирует туризм среди транзитных пассажиров, обычно люди активно пользуются таким шансом», — обращает внимание Александр Курносов.
Илья Резников соглашается с коллегой, отмечая, что город от реализации идеи 72-часового безвиза для транзитных пассажиров получит дополнительные деньги.
Но прогнозировать решение федеральных властей, от которых зависит реализация инициативы, сложно. Стоит отметить, что пока в Смольном рассчитывают на поддержку федерального центра в этой части.
Ориентирами в новой концепции развития туротрасли Петербурга называются «самые успешные туристские центры мира», среди которых выделяются Дубай или уже упомянутый Сингапур.