Закрыть

Государственный интерес

По мнению экспертов, сложности развития российского рынка инновационных технологий складываются сразу из нескольких факторов влияния. Участники рынка отмечают, что одной из причин низкого спроса на их продукцию заключается в специфике менталитета.

«К примеру строительный рынок в России достаточно консервативный и компании неохотно пробуют новые технологические решения, стараясь придерживаться устоявшихся паттернов, — приводит пример Тимофей Колотовкин, директор по развитию ООО «Рубитек». – Мотивация заказчиков понятна: они хотят получить продукт, который им знаком».

«Показательный пример: мы предлагали одной крупной компании технологию, позволяющую в онлайн-режиме прогнозировать параметры технического состояния энергооборудования, в частности гидротурбин, — рассказывает Эксперт РО СПб «Деловой России», генеральный директор ООО «Центр конструкторско-технологических инноваций» Николай Георгиевский. – В итоге закупочные службы передали контракт General Electric (США) по цене, превышающей все российские предложение. Получается, что корпорации-получатели господдержки заказывают НИОКРы за границей по ценам, превышающим российские. Одной из причин такой разницы в спросе, на мой взгляд, является убеждение менеджмента российских государственных и частных концернов, что у нас не может быть создан какой-то стоящий продукт, а все инновации можно внедрять только после их апробации на условном «Западе».

Согласно данным Счетной Палаты РФ основными источниками финансирования науки, в частности прикладной, в 2019 году по-прежнему остались федеральный и региональный бюджеты. В среднем около 60–70% общих расходов на исследования и разработки обеспечиваются за счет государственных средств. Для сравнения: во многих европейских странах, США и Канаде, а также некоторых азиатских государствах (Китай, Япония, Южная Корея) на источники финансирования исследований и разработок от предпринимательского сектора приходится от 49 до 78%.

Логично предположить, что именно в первую очередь интересоваться новыми разработками должно государство. Однако на деле госкомпании не спешат закупать инновационную продукцию и технологии.

«Часто консервативное поведение при закупках встречается и в госсекторе, что объясняется механикой проработки конкурсной документации, — констатирует Тимофей Колотовкин. – При ее составлении закладываются инженерные решения, которые известны заказчику на протяжении многих лет. Это обстоятельство приводит к снижению возможности конкурировать в этом сегменте рынка».

Более того, новаторы подчеркивают: по факту система госзакупок выстроена таким образом, чтобы максимально оградить госкомпании от инновационных разработок. По крайне мере, разработанных не в самих госкомпаниях.

«Во-первых, существуют требования по размерам собственного капитала исполнителя и предоставления банковских гарантий для госзакупок и закупок крупных компаний, — отмечает Николай Георгиевский. – А инновационные предприятия при создании являются, как правило, планово-убыточными. Основной источник средств – это личные сбережения основателей и целевое финансирование при наличии статуса участника федерального или территориального кластера, государственных и негосударственных фондов. При этом согласно закупочным процедурам крупных компаний, целевое финансирование не является выручкой и организация, хоть и подтверждающая участие в инновационных кластерах, автоматически признаётся ненадёжным контрагентом. Во-вторых, при закупках крупных и госкомпаний учитывается опыт контрагента как юридического лица, но абсолютно не учитывается опыт сотрудников контрагента».

Очевидно, что при таких условиях компаниям достаточно проблематично выиграть тендер. Даже с инновационными решениями, которые действительно позволили бы существенно улучшить производственные процессы.

Автор: Алексей Медиков

Новости партнеров