Валюта $75.61 €85.50 Brent$72.16
26.10.21 / 11:10 Пресс-релизы

Эксперты обсудили возможность воссоздания Музыкального вокзала в Павловске

Фото: http://muzvokzal.ru

Фото: http://muzvokzal.ru

В эфире телеканала «Санкт-Петербург» обсудили возвращение Музыкального вокзала в Павловске, где много лет выступали ведущие композиторы, дирижеры и исполнители. Эксперты в области культуры и градостроительства подняли вопрос воссоздания не только исторического наследия, но и старинных традиций в условиях современности.

Музыкальный вокзал построили по проекту австрийского инженера Франца фон Герстнера. С середины XIX века слух взыскательной публики услаждали и Иоганн Штраус младший, выступавший там целых десять сезонов, и Федор Шаляпин, и Сергей Прокофьев, и многие другие выдающиеся личности того времени. После его уничтожения немцами во время войны вокзал так и не восстановили. Сейчас о нем снова вспомнили: начали прорабатывать проект его воссоздания.

«Это не просто страничка в истории Павловска или музыкальной культуры России. Это в принципе целая культура, которая закрепилась по крайней мере в нашем искусствоведении», — подчеркнула директор Государственного музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева.

Она отметила, Музыкальный вокзал в Павловске нашел отражение даже в литературе, например, в творчестве Федора Достоевского.

О Музыкальном вокзале упоминал Федор Достоевский. В своей романе «Идиот» он написал: «В Павловском вокзале по будням, как известно и как все, по крайней мере, утверждают, публика собирается «избраннее», чем по воскресеньям и по праздникам, когда наезжают «всякие люди» из города. Туалеты не праздничные, но изящные. На музыку сходиться принято…».

В подтверждение этим строкам директор Историко-литературного музея города Пушкина Наталья Петрова рассказала об указе Константина Николаевича, который гласил: последний поезд направлять в Павловск в двенадцать часов по полуночи. Причем для всех желающих, как распорядилась супруга великого князя Александра Иосифовна.

«Огромное количество интеллигенции и не только стремилось попасть туда. Мы знаем о существовании некоего фейсконтроля — не допускать дам в платках и мужчин в русских костюмах. Также нам известно, сколько стоил проезд до Павловска: на дачные направления — в Петергоф и Ораниенбаум — билеты были дешевле», — пояснила Петрова.

Кадр эфира телеканала «Санкт-Петербург»

Все участники дискуссии согласились с тем, что просто возвести стены Музыкального вокзала в Павловске недостаточно.

«Возродить, в первую очередь, нужно события, адаптированные под современные нужды и реалии. Сейчас у посетителей, зрителей, да и музыкантов другие запросы», — заметил член Союза архитекторов России Константин Трофимов.

Ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Алексей Васильев считает, что публику заинтересуют не только выступления, но и сама поездка в Павловск, например, на ретропаровозе: «Может быть, не останавливаться на концертном зале, а создать некое культурное пространство, где в качестве одной из традиций сохранить путешествие по железной дороге, которое в итоге приводит туда, где можно и гулять, и слушать музыку, и даже к живописи приобщиться, одним словом, отдыхать душой».

Собеседники уверены, чтобы идею можно было воплотить в жизнь работать над воссозданием вокзала должны эксперты разных направлений, в том числе музыкального, театрального и т.д. Сам объект, по мнению спикеров, может сыграть роль в развитии внутреннего туризма, ведь Петербург ежегодно посещает масса людей из других регионов страны. А с учетом того, что исторический центр буквально перегружен, важно поддерживать инициативы развития альтернатив, одной из которых как раз может стать утерянная музыкальная жемчужина в Павловске.