Съемные квартиры становятся все более востребованы в условиях удорожания ипотеки и недвижимости, выставленной на продажу. Однако не все россияне заключают договоры с собственником, а в некоторых документах могут встречаться подводные камни. О том, как не совершать ошибок при переезде, рассказала эксперт в области недвижимости Инна Семко специально для редакции АБН24.

Фото: unsplash.com
Спикер обратила внимание, что в жилой недвижимости ситуация с договорами обстоит гораздо легче, чем в коммерческой. Даже в зарубежных странах значительно завышаются требования к арендаторам. По сути, как отметила специалист, все держится «на честном слове».
«Например, собственник может заключить договор на длительный срок, но потом сказать: «Я передумал», — и съехать через 3 месяца. Хотя договаривались, скажем, на два года. То же самое и со стороны арендатора: договор заключили на 11 месяцев, он обещал жить не меньше двух лет, а потом уехал — работа поменялась или передумал», — объяснила Семко.
Арендаторы могут въехать с намерением жить долго, но потом у собственника внезапно появляются родственники, которым необходим переезд. Жильцам приходится в спешке собирать вещи и искать новую недвижимость. По сути, в этой ситуации ничего нельзя сделать.
«Что могло бы спасти ситуацию? Во-первых, нормальные человеческие договоренности. Например, если я арендую квартиру на два года, но хочу иметь возможность съехать в любой момент — я это обсуждаю заранее. А арендодатель, в свою очередь, тоже не хочет быть привязан к обременениям или ипотеке. Хотя с банком тоже можно все обсудить и урегулировать», — рассказала Семко.
Это только кажется, что собственники не выставляют квартиры на продажу, потому что думают, что это будет очень долгий и неприятный процесс. Как отметила эксперт, если появятся реальные покупатели, все можно решить. Например, предложить выкуп объекта самому арендатору. Такие сделки встречаются нередко.
Подводные камни сложных договоров
По мнению спикера, собственники часто не хотят заключать долгосрочные договоры или регистрировать их официально. Причина заключается в возможных сложностях в будущем: нужно будет судиться, чтобы выселить арендатора. Это может занять много времени. Поэтому часто проще дождаться окончания срочного договора и спокойно все завершить.
«Что может беспокоить арендаторов? Например, если они вложились в ремонт, а их потом просто выселяют. Тут важно все фиксировать в договоре. Все решается через суд. Бывали ситуации, когда людей просто ставили перед фактом: «Извините, с завтрашнего месяца аренда выше». Поэтому в договоре обязательно нужно прописывать индексацию, например — раз в год на 10%», — отметила эксперт.
С точки зрения арендодателя, добавила специалист, арендаторы жалуются на «неприятные визиты». Есть собственники, которые любят навещать объект: посмотреть, что и как, просто прийти. Поэтому важно заранее прописать, как и когда возможны такие посещения — по согласованию или в определенные часы и дни.
«Честно говоря, это всегда палка о двух концах. Особенно когда у собственника несколько объектов, и он хочет их контролировать, это может быть полезно. Но иногда такие визиты воспринимаются арендатором как давление, и это никому не в радость, — заявила Семко.
Важным моментом также является подготовка объекта к передаче. Собственники и агенты всегда готовят квартиру так, чтобы следующее заселение прошло хорошо. Бывает, что уборка сделана плохо — и арендатор недоволен. Хотя сейчас хотя бы можно зафиксировать состояние квартиры. Это помогает снять лишние претензии.