Валюта $75.96 €86.72 Brent$86.48

«Результат провального эксперимента»: эксперт оценил сделку «Ленты» и «Утконоса»

Фото: Лента

Фото: Лента

Компания «Лента» заявила о приобретении за 20 млрд рублей интернет-сервиса по доставке продуктов «Утконос». Ретейлер намерен создать одну из лидирующих платформ в сегменте e-grocery в России. В свою очередь эксперты считают «Утконос» проблемным активом и называют сделку попыткой повесить проблемы сервиса на «Ленту».

Сделка будет осуществлена в форме приобретения 100% доли в ООО «Новый Импульс-50» (операционная компания «Утконоса») у ООО «Севергрупп». Базовая цена составляет 20 млрд рублей.

Как говорится в сообщении ретейлера, сделка будет профинансирована за счет дополнительного выпуска акций МКПАО «Лента» и их размещения путем закрытой подписки в пользу «Севергрупп». Решение о дополнительном выпуске акций будет принято на собрании акционеров «Ленты» в феврале 2022 года.

Ретейлер на фоне покупки «Утконоса» декларирует планы к 2025 году занять 10%-ную долю рынка e-grocery в России. За счет интеграции платформы по доставке продуктов компания намерена улучшить свои позиции в первую очередь в Москве в сегментах «выше среднего» и «премиум».

«Приобретение «Утконоса» позволит существенно нарастить онлайн-бизнес компании и общий бизнес по розничной торговле продуктами питания в Москве, одном из стратегически важных для нас регионов. «Утконос» станет частью онлайн-бизнеса «Ленты», — приводятся в сообщении слова генерального директора «Ленты» Владимира Сорокина.

В столице доля «Утконоса» на рынке e-grocery в 2020 году оценивалась в 10%, но присутствие за пределами московской агломерации было минимальным. В последние годы выручка сервиса росла – с 8,5 млрд в 2018 году до 14,3 млрд рублей в 2020 году. При этом компания все равно оставалась убыточной. По итогам 2020 года чистый убыток ООО «Новый импульс-50» (операционная компания «Утконоса») по РСБУ вырос на треть – до 3,9 млрд рублей.

Алексей Мордашов / Фото: severstal.com/

Скептически на перспективы бизнеса «Ленты» после покупки «Утконоса» смотрят и эксперты. Независимый эксперт FMCG рынка Александр Анфиногенов в беседе с АБН назвал сделку попыткой повесить проблемы сервиса «Утконос» на «Ленту».

«Эксперимент с «Утконосом» стартовал 20 лет назад, когда господин Мордашов решил попробовать себя в онлайн-ретейле. На тот момент рынок даже не зародился, а идея только витала в воздухе. За это время в «Утконос» было вколочено немеренно денег, команды активно менялись, но при этом бизнес оставался убыточным и выглядел блекло на фоне статистики», — отмечает собеседник Агентства Бизнес Новостей.

Эксперт добавляет, что ситуация для «Утконоса» должна была измениться на фоне пандемии, когда стрельнули другие онлайн-сервисы. Интерес к e-commerсe оказался взрывным, достаточно взглянуть на обороты Ozon и Wildberries, но «Утконос» оставался убыточным. На этом фоне покупка «Ленты» не выглядит очевидным и выгодным приобретением.

Нарастить онлайн-направление «Ленте» будет тоже не очень просто по причине изменений на рынке в пользу агрегаторов. Как прогнозирует Александр Анфиногенов, при росте популярности онлайн-доставки выигрывают в первую очередь агрегаторы, которые собирают заказ с разных ретейлеров.

«Мне сделка видится попыткой повесить проблемы «Утконоса» на «Ленту», но обставить все как сделку. К тому же в последнее время я не вижу особых успехов «Ленты». Причем это не вопрос менеджмента, а вопрос формата гипермаркетов, которые сейчас переживают не самое лучшее время», — подытожил эксперт.

В первом полугодии 2021 года общие продажи «Утконоса» выросли на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 7,8 млрд рублей. В настоящее время «Утконос» управляет двумя собственными дарксторами общей площадью 80 000 кв. м и двумя арендованными дарксторами общей площадью 21 000 кв. м, расположенными в Москве и Московской области.

Ранее АБН уже сообщало, что российская продуктовая сеть «Лента» будет использовать складскую инфраструктуру онлайн-ретейлера «Утконос» в Санкт-Петербурге.

В 2019 году в совет директоров «Ленты» вошел Алексей Мордашов. Это произошло после того, как доля «Севергрупп» в компании достигла 70%. Состояние Мордашова, совладельца «Северстали» и туристической компании TUI Group, оценивается в 30 млрд рублей.