Петербургские дилеры Hyundai попросили ассоциацию «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) повлиять на ситуацию с онлайн-торговлей автомобилями корейской марки. Эксперты пока скептически оценивают перспективы онлайн-платформы Hyundai для прямой покупки авто.
АБН ознакомилось с письмом собственников и руководителей дилерских центров Hyundai. В нем они просят РОАД защитить интересы и инвестиции дилеров. Новые риски для бизнеса, по мнению петербургских дилеров, несет запуск компанией «Хендэ Мотор СНГ» проекта онлайн-платформы с возможностью покупки автомобилей напрямую у производителя.
«К нам поступают письма от различных компаний дилеров с просьбой помочь. Онлайн-продажи автомобилей ведь подразумевают под собой изменение модели взаимодействия с покупателями и, конечно, это не может не беспокоить. Нужно проанализировать к каким последствиям для автобизнеса и всей экономики это приведет», — рассказал президент РОАД Вячеслав Зубарев.
Сами автодилеры негативно оценивают возможные последствия активного перехода Hyundai на онлайн-продажи. Продолжение подобной политики дистрибьютера, по их мнению, будет означать потерю вложенных в строительство развитие дилерских центров инвестиций, сокращение рабочих мест и закрытие до половины дилеров.
Пострадают и смежные бизнесы, которые являются поставщиками дилерских центров. На сегодняшний день в России открыто более 3,5 тысяч дилерских центров, где работает более 230 тысяч человек.
Если онлайн-платформа Hyundai окажется востребованной, то другие марки могут последовать ее примеру, и в таком случае проблема приобретет уже другой масштаб. Ее почувствуют региональные бюджеты.
«Налог на доходы физических лиц, уплачиваемый сотрудниками дилерских предприятий ежегодно обеспечивает более 20 миллиардов рублей поступления денежных средств в бюджеты регионов», — говорится в письме участников рынка.
Если говорить про Hyundai, то число дилерских центров корейской марки достигает 190 по России, из которых 12 работает в Петербурге.
Среди них центры ГК «Дакар», ГК «Мега-авто», ГК «Рольф», автохолдинги «Аларм Моторс», «Автополе», «Максимум», компании «Эксис» и «Авангард». В прошлом году, по данным «Auto-Dealer-СПб», все они смогли продать более 19 тысяч моделей Hyundai.
Тем не менее в «Хендэ мотор СНГ» еще в декабре прошлого года объявили о планах через пять лет до 50% автомобилей продавать напрямую конечным покупателям через онлайн-платформу.
«Но что тогда будет с 50% автодилеров? Что будет с сотрудниками? Безусловно, надо регулировать этот вопрос и, возможно, при помощи государства. Мы не исключаем обращение в любые организации. Эта проблема гораздо масштабнее и касается не только Петербурга и Hyundai, но и всего авторынка», — уверен Вячеслав Зубарев.
Эксперт аналитического агентства «Auto–Dealer–СПб» Денис Гаврилов пока скептически оценивает перспективы новой онлайн-площадки, обращая внимание на неразвитость подобной системы торговли автомобилями в России.
«Широкого выбора в онлайне пока нет. Механизм самой покупки тоже еще не отлажен. Плюс ко всему далеко не каждый россиянин готов заплатить за машину миллион в онлайне. Пока для Hyundai это больше имиджевая история, дополнительный канал ознакомления с брендом, который повышает интерес к марке. Человек слышит, что Hyundai продает онлайн и идет к дилеру», — объясняет АБН эксперт.
При этом полностью отсечь дилера от взаимодействия с клиентами у производителя тоже вряд ли получится. Как считает Денис Гаврилов, дилерские центры в любом случае продолжат выдавать и доставлять автомобили, осуществлять обслуживание, предоставлять допоборудование.
Общие опасения дилеров эксперт находит понятными, так как компании инвестировали серьезные средства в шоу-румы, оснастив их по стандартам дистрибьютора в России. На этом фоне вопросы возникают именно к позиции «Хендэ Мотор СНГ» , запускающую систему онлайн-торговли, которая в перспективе может обойти дилерский канал продаж.