В распоряжение АБН попала презентация проекта пилотной экспериментальной зоны возле станции Горская в Петербурге. По имеющимся данным, соглашение о развитии территории планируется подписать на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021).
Разработкой проекта развития Горской занималось архитектурное бюро MLA+. Среди преимуществ береговой линии локации в их проекте называется транспортная доступность.
В проекте говорится, что добраться до Финляндского вокзала на железнодорожном транспорте можно всего за 40 минут, а автомобилисты могут воспользоваться съездом и выездом на КАД. Локация находится в окружении других развивающихся территорий: Сестрорецкого намыва, «Острова Фортов» и Лахта-Центра.
В проекте MLA+ был подвергнут критике предыдущий проект развития «Горской». Как сообщало АБН, город планировал реализовать там концепцию туристско-рекреационного кластера. На территории должен был появиться многофункциональный культурно-развлекательный центр и спортивно-оздоровительный комплекс. Стоимость проекта оценивалась в 60 млрд рублей.
Впервые проект комплексного развития территории «Горская» был представлен на ПМЭФ-2019. Тогда АБН сообщало о том, что в промзоне планируют создать зоны яхтенной марины и объектов водного транспорта, зоны объектов набережной гавани, IT-кластера, транспорта, спорта и многие другие.
В MLA+ выделяют сразу несколько минусов такого подхода к развитию территории. Среди них, единовременно большие вложения, под которые сложно найти инвестора. Вызывает вопросы у архитекторов и большое количество функций, заложенных в проект – по их мнению, спрос на них в таком количестве не так очевиден. Есть претензии и к позиционированию «Горской».
«Тематический парк — спорная концепция — так как в Кронштадте сейчас реализуется успешный проект «Остров Фортов», являющийся тоже тематическим парком. Также эскиз застройки тематического парка больше похож на застройку многоквартирными домами, чем на «Древнюю Русь», — говорится в проекте, с которым ознакомилось АБН.
Транспортная доступность, по мнению специалистов из MLA+, также проработана слабо, так как монорельс «не связывает Горскую с другими территориями, а заключен сам в себе». Вопросы вызвала и марина на 750 яхт. В новом проекте прогнозируется, что она вряд ли будет иметь большой спрос на фоне появления целой сети марин в соседних локациях и в итоге окажется неокупаемой.
В новом проекте предлагают сместить фокус в вопросах развития территории, поставив во главу угла «целостный подход к развитию района». При разработке проекта MLA+ ориентировалось на планы развития похожей территории в Казани.
Как говорится в проекте, там должен появиться «многофункциональный район для работы и жизни, предусматривается снижение маятниковой миграции населения и новые рабочие места, поддержка идентичности места, единая концепция и оператор развития». Одним из приоритетов при разработке проекта в Петербурге стало сохранение зеленых зон.
«По ПЗЗ здесь расположена зона ТД1-3, которая предполагает развитие бизнес и офисной застройки (деловое управление). Также здесь разрешено строить объекты среднего и высшего профессионального образования, развивать коммерцию, спорт, гостиничный бизнес, причалы и водный спорт. Жилая функция исключена», — говорится в материалах презентации.
В текущей модели развития «Горской» принято примерно равное соотношение высокотехнологичных, многофункциональных объектов лайт-индастриал и офисов, а также 20% гостиничного комплекса от общей площади застройки. Но разработчики подчеркивают, что это функциональное соотношение может меняться в зависимости от спроса на лоты.
На первом этапе MLA+ предлагает реализовать 6 проектов на территории «Горской» с высоким потенциалом: Парк инноваций, Морской кластер, Музей Дамбы со смотровой башней, портовая набережная, пешеходный маршрут вдоль бывшей железной дороги.
В проекте подчеркивается, что для их реализации и обслуживания используется только существующая улично-дорожная сеть, парковочные места можно обустраивать на пустующих площадках. Кроме самих 6 проектов предлагается сделать территорию безопасной и огородить опасные для людей участки территорий будущего развития.