Ряд жителей дома по Английскому проспекту борются с китайским рестораном «Хаочи». Сначала управляющая компания заставила ресторан демонтировать вытяжку, но весь пар и запах от приготовления еды, похоже, пошли в квартиры из отверстий в стенах. Теперь жильцы вместе с управляющей компанией добиваются закрытия ресторана. Такие случаи в центральной части города не единичны.
Как рассказала АБН жительница дома Мария Конягина, здание на Английском проспекте построено на фундаменте предыдущего в 2004 году. На первом этаже всегда было встроенное помещение, оно принадлежит частному собственнику. В течение десяти лет арендатором выступал ресторан кавказской кухни, он нареканий у жильцов не вызывал. Около семи назад владелица сдала помещение китайскому ресторану «Хаочи». Вытяжка ресторана по настоянию управляющей компании и по решению суда, после проверки Роспотребнадзора была демонтирована в декабре 2020 года.
«С тех пор запах готовящейся еды и густой пар попадает в квартиры через отверстия в стене, расположенной с внутренней стороны дома, – рассказывает свою версию Мария Конягина, – особенно это чувствовалось весной и жарким летом 2021 года».
Жильцы и бизнес
Жительница рассказывает, что на верхних этажах, якобы, часто меняются жильцы. Эта тенденция характерна как для квартир, которые сдаются, так и для одной из квартир, у которой собственник меняется регулярно – каждые следующие жильцы, кажется, спешат продать ее практически сразу после покупки.
По версии Марии Конягиной, пищевые отходы от ресторана теперь перерабатывает некий измельчитель, отходы, якобы, идут в канализацию и привлекают крыс, которые все время «грызут трубы».
Управляющий многоквартирным домом Александр Резчик рассказал в комментарии для АБН, что собственницей помещения является предпринимательница, которая по данным «Спарк», выступает учредителем трех строительных компаний. По словам собеседника издания, женщина сама проживает в том же доме, но ее окна выходят не во двор, а на Английский проспект, и проблема запахов китайской еды, вероятно, ее не беспокоит.
«Ставить вентиляцию владельцы ресторана попросту не хотят – оборудование стоит около $10 тыс… А по решению суда на организацию за нарушения был выписан штраф 30 тыс. рублей, которые заведение (вероятно) зарабатывает за вечер…», – объяснил Александр Резчик.
Причин нет
АБН связалось с представительницей ресторана «Хаочи», и та заявила, что вытяжка у них установлена, однако не требующая вывода воздуха на улицу, загрязнения, по ее словам, собирает фильтр, а причин для конфликта со стороны заведения нет как таковых.
«Мы работаем уже семь лет, жалоб не поступало никогда, до тех пор, пока не пришел новый председатель ТСЖ. Только трое заявителей обращались в суд с жалобой на запах, больше недовольных нет. При этом двое из них в доме вообще не живут», – рассказала собеседница АБН.
Мария Конягина подтвердила, что коллективного иска не было – всех соседей трудно организовать.
В «Хаочи» рассказали, что, вероятно, «коммерческие предприятия, расположенные на первом этаже дома, судятся с ТСЖ из-за договоров на аренду фасада». По ее словам, арендовать его ресторану предложили за 150 тыс. рублей в месяц, а арендаторы соседних зданий якобы платят в разы меньше. В итоге вывеску они сняли.
По мнению представительницы заведения, конфликт разгорелся именно на почве нежелания предпринимателей платить завышенную цену. А выдавать разрешение на установку вытяжки им не стали по необоснованным причинам, в итоге пришлось обойтись системой внутренней очистки воздуха. «Мы им хоть до двадцатого этажа вытяжку готовы провести», – настаивает собеседница АБН.
Дата судебного заседания по поводу вентиляции пока не назначена. Представительница ресторана подчеркнула, что конфликтовать с соседями у администрации ресторана желания нет, хочется лишь вести деятельность, согласно законодательству.
Встречаются часто
Похожие ситуации в Петербурге встречаются часто. Если не брать в расчет многолетние конфликты ресторанов с жителями улицы Рубинштейна, можно привести в пример случай с домом 44 по Садовой. Там в 2018 -19 году жильцы боролись девятью заведениями общественного питания. Суть проблемы заключалась в том, что девять вытяжек создавали невыносимый шум. При этом часть заведений работала по ночам, оборудование не давало спать жильцам. Тогда владельцы жилья предлагали поправки в Жилищный кодекс, согласно которым вопросы сдачи в аренду и выкупа помещений в домах согласовывались бы с ними. Кроме того, предлагалось перенаправить средства, которые платят арендаторы за пользование общим имуществом, из казны города – жильцам. Предложения в жизнь воплощены не были — помешала пандемия.
«Но в большинстве случаев бизнес – адекватный, в Петербурге работает несколько тысяч заведений, из них половина находится в жилых домах, – говорит координатор проекта «Горизонты гостеприимства» Михаил Рапопорт. – Иначе конфликты вспыхивали бы гораздо чаще». По словам эксперта, в таких ситуациях самым важным является ведение двустороннего диалога, участвовать в котором должен как ресторан, так и его соседи.
«Если ресторан не идет на контакт, либо жильцы дома не пытаются сначала поговорить с администрацией заведения, а сразу идут в прокуратуру, в конечном итоге это не приводит к конструктивному результату», – объяснил собеседник АБН.
Рестораны моют фасады
Проблема существует потому, что в центре города большинство зданий – жилые и притягательные для туристов и жителей. Несмотря на то, что его проект представляет интересы бизнеса, Михаил Рапопорт подчеркнул, что призывает к объединению предпринимателей, действующих в рамках закона и человеческих отношений. При этом эксперт добавил, что в большинстве случаев расположение заведений на первом этаже домов приносит не только вред, но и пользу.
«Рестораны моют фасады и тротуары, следят за опрятностью – иначе в такое заведение никто не придет. Кроме того, существуют программы лояльности для жителей таких домов. Еще я знаю случаи, когда рестораторы за свой счет делали ремонт у соседей и устанавливали звукоизоляцию», – рассказал эксперт.
Михаил Рапопорт также выразил опасение относительно того, что запреты в конечном счете бьют по честному бизнесу, а также теряются способы регулирования деятельности.
«Встречаются случаи региональных законодательных инициатив, обусловленных жалобами граждан, но не прошедших достаточной экспертизы от бизнеса и профессионального сообщества. В итоге они получаются малоэффективными, – объяснил собеседник АБН. – Для эффективности необходимо обсуждать инициативы, в том числе, с бизнес-сообществом, что особенно важно – до принятия закона. Мы надеемся, что профсообществу удастся консолидироваться и наладить диалог с петербуржцами».