С декабря 2021 года расширяется перечень категорий товаров, подлежащих обязательной маркировке, а также за нарушения правил правил маркировки будут усилены меры наказания, вплоть до штрафов в 500 тысяч рублей и лишения свободы до шести лет. Как влияет внедрение маркировки сегодня на разные виды бизнеса, рассказали АБН эксперты.
С 1 декабря 2021 года список нарушений, предусматривающих наказания для производителей и продавцов товаров, подлежащих маркировке, будет расширен, некоторые из них ужесточат. В перечень нарушений войдут отсутствие регистрации товара в системе в указанный срок, не введение товаров в оборот, нарушение передачи сведений в систему и т.д.
Также производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт товаров с поддельными кодами маркировки будет караться штрафом до 500 тыс. рублей или лишением свободы до 6 лет и штрафом до 1 млн рублей для должностных лиц.
История вопроса
В 2021 году обязательная маркировка начала действовать для нескольких групп товаров, включая изделия легкой промышленности. Основной закон по обязательному использованию маркировки действует с 1 января 2019-го, но с того времени перечень подлежащих ей товаров значительно расширился. Начиналась маркировка как эксперимент в 2016 году с меховых изделий .
Занимается маркировкой Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), он создан в 2017 году, 50% центра принадлежит USM Holdings Алишера Усманова и его партнёрам, ещё по 25% — госкорпорации «Ростех» и управляющему партнёру Almaz Capital Александру Галицкому. ЦРПТ является оператором системы цифровой маркировки товаров «Честный знак». Сам процесс маркировки предполагает наклеивание на товар или ценник к нему кодов Data Matrix, которые нужно ввести в оборот и затем вывести из него с помощью специальных программ. Курирует проект Минпромторг. К 2024 году маркировка должна охватить большинство товаров.
Что маркируем
Обязательной маркировке подлежат табачные изделия, фотоаппараты, сыры и мороженое, духи и туалетная вода, обувь, часть лекарств, товары легкой промышленности, шины и покрышки. При этом ответственность за нарушения маркировки ложится на всех участников оборота, а не только производителей.
С 1 сентября маркировка стала обязательной для молочной продукции, которая хранится более 40 суток. Для молочной продукции со сроком хранения до 40 суток маркировка будет введена с 1 декабря. Тогда же вступает в силу распоряжение о маркировке природной минеральной воды в бутылках.
С марта 2022 года маркировке подлежат велосипеды.
Наказания
Согласно действующим законам, за отсутствие маркировки на товаре должностным лицам может грозить административная ответственность в виде штрафа в 5-10 тыс. рублей с конфискацией предметов нарушения, уголовная ответственность в этом случае рассматривается как преступление в особо крупном размере и подразумевает штраф до 1 млн рублей.
Для юрлиц административная ответственность грозит штрафом в 50-300 тыс. рублей, уголовная – лишением свободы на срок до 5 лет. Это относится к нарушениям по следующим группам товаров: табак, фотоаппараты, лекарства, обувь и одежда, сыры и мороженое, шины и покрышки, духи и туалетная вода.
При этом нарушения при маркировке могут выражаться в ее отсутствии, неправильном нанесении, невыполнении перемаркировки, неверном оформлении возврата магазином и так далее. За каждый вид нарушения предполагается определенный вид наказания.
Мнение бизнеса
Управляющий директор «Тихвинского лимонадного завода – «Воды Лагидзе» Малхаз Дзимистаришвили заявил, что он введение маркировки поддерживает. По мнению собеседника АБН, эта система позволит существенно сократить количество некачественной воды на рынке.
«Маркировку на воду нужно было ввести давным-давно. Около 76% воды на рынке – это не соответствующая критериям качества и безопасности продукция. Вступление в силу новых правил должно было произойти весной 2021 года, но его перенесли на год», – считает управляющий директор. «Тихвинский Лимонадный завод» – производит полтора миллиона литров воды в сутки.
Высокая стоимость оборудования для водоподготовки, считает Малхаз Дзимистаришвили, делает совершенно невозможной продажу воды по тем ценам, по которым ее реализуют отдельные производители. Отсюда напрашивается вывод, что после введения обязательной маркировки по крайней мере доля участников рынка, которые сейчас «заливают в бутылки воду из-под крана и выставляют ее на прилавки», попросту не сможет существовать. «Не буду называть имен, но к нам уже обратились несколько производителей воды из Петербурга и области, чтобы наш завод начал поставлять им продукцию», – рассказал директор предприятия.
Затраты на IT-специалистов
Если необходимость отслеживать при помощи маркировки такие категории товаров как лекарства или йогурты, кажется очевидной, то с одеждой и обувью могут возникать вопросы. Такого мнения придерживается Ирина Валерианова, владелица петербургской сети магазинов «Монплезир» и сооснователь Санкт-Петербургской Ассоциации непродовольственной торговли. Она рассказала, как на ее бизнесе отразились нововведения.
«Реализация закона об обязательной маркировке выражается в том, что все предприниматели несут существенные затраты на оборудование и программное обеспечение. Оплата самих маркировок при этом остается незначительной — 60 копеек за штуку, а, например, затраты на IT-специалиста – уже ощутимы, справиться без него стало невозможно. Это объясняется тем, что ПО постоянно надо обновлять, технику перенастраивать, все это выливается в масштабные траты», – сообщила предприниматель. Затраты на оснащение торговой точки оборудованием для маркировки по отзывам участников рынка составляют от 60 до 200 тысяч рублей. Расходы таким образом растут, на этом фоне доходы падают – реальная платежеспособность населения не улучшается с 2014 года. Поэтому такое количество магазинов закрывается или пустует, считает Ирина Валерианова.
«Причем, закрываются не только небольшие точки, относящиеся к сектору малого бизнеса, магазины закрывают и крупные ретейлеры. Понятно, что на их место придут другие. Но в последние полгода наблюдается тенденция к понижению качества: от люкса – к сегменту премиум, затем – в масс-маркет, далее – секонд-хенд, – говорит собеседница АБН. – В конечном итоге те затраты, которые несет бизнес, отражаются на розничной цене, и она повышается. А потребитель переходит на менее качественный товар».
Сертифицировать производства
Ирина Валериановна также рассказала, что общалась с коллегами, которые ведут аналогичный бизнес за рубежом, и выяснила, что подобных законов по обязательной маркировке больше нет нигде, вместо этого сертифицируют производства. А государственные органы контролируют соблюдение стандартов, таможня следит за ввозимой продукцией, объяснила эксперт.
Ужесточение законов о маркировке в итоге приводит к тому, что появляются «серые» продавцы. На вопрос АБН о том, требуют ли покупатели в магазинах показать им маркировку на одежду, Ирина ответила, что за несколько месяцев этого не произошло ни разу. «Потребитель может на ощупь и по внешнему виду определить самостоятельно, из качественной ли ткани выполнено изделие или из синтетики. Предпринимательское сообщество продолжает надеяться, что маркировку для одежды отменят за ненадобностью, она лишь влияет на конечную цену. А люди заинтересованы сегодня в том, чтобы покупать товары дешевле, но речь здесь, конечно, не идет о лекарствах и продуктах питания», – уверена предпринимательница.
В то же время, говоря о затратах, бизнес считает, что предлагаемые решения на рынке позволяют выбирать в широком диапазоне цен. Все зависит от финансовых возможностей производителя и объемов производства. «Конкретно на наших производствах средняя стоимость внедрения на одну линию составляет единовременно, без учета стоимости расходных материалов в процессе производства, в размере более 1 млн рублей» – сообщил операционный директор компании «Веселый водовоз» Руслан Милютин.