Петербуржцы и гости города теперь смогут познать величие истинного замысла архитектора Смольного собора Бартоломео Франческо Растрелли. Во вторник 25 января открылась входная группа собора, превратившаяся в современной музейное пространство, в котором представлены исторические гравюры с видами храма и информационные экраны.
Традиция размещать выставочные стенды и макеты во входных группах соборов распространена на Западе, в России же подобных музейных пространств не так много. Создать его в Смольном соборе удалось благодаря Фонду содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге, который взял на себя все работы и затраты.
«Как только в 2016 году собор был передан Русской православной Церкви, в нем стали праздновать Татьянин день (собор указом императора Николая I был назначен храмом всех учебных заведений Российской империи, а после возрождения стал главным храмом вузов Петербурга — АБН), — рассказывает Анна Хмелева. — Это ежегодное мероприятие, на которое приезжают ректоры вузов и студенты». По ее словам, именно к студенческому празднику Фонд и постарался открыть музейное пространство при входе в собор.
Ряд экспонатов, расположившихся в новом музейном пространстве, поистине уникален. Среди них — две гравюры — современницы Растрелли, на которых представлен ансамбль Смольного монастыря, в том виде, в котором он задумывался изначально.
Здесь стоит напомнить, что строительство собора, стартовавшее в 1750 году уже в 1756 году было приостановлено, а затем и вовсе остановлено на 70 лет. При этом высота колокольни собора, которая должна была достигать высоты 168 метров, замерла на втором уровне из пяти задуманных архитектором. Удалось достроить собор только в XIX веке под руководством архитектора Василия Стасова. Однако колокольня собора была утрачена, остались лишь фрагменты ее фундамента.
Увидеть изначальный замысел Растрелли в 3D скоро можно будет в новом музейном пространстве собора. По словам архитектора, автора концепции входной группы Савелия Архипенко, в ее центре расположится копия макета, который сейчас находится в Академии художеств, с той самой колокольней, которая так и не была построена.
Макет для нового музейного пространства будет состоять из более чем тысячи деталей уточнил архитектор, изготовитель реплики Кирилл Яковлев.
Впереди, у Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге, который возглавляет Илья Козлов, еще несколько важных задач, связанных со Смольным собором. Важнейшая из них — воссоздание иконостаса Смольного собора, утраченного в годы советской власти. По мнению историков части иконостаса могли просто уничтожить.
Воссоздать иконостас предложил Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), а Фонд решил поддержать работы. Монтаж металлоконструкций начнется уже в феврале, сами работы завершатся через 2,5-3 года.
Также при поддержке Фонда к Пасхе в Смольный собор планируют доставить список чудотворной иконы Федоровской Божьей матери. По преданию икону написал евангелист Лука, образ находился в городе Городец и исчез в 1239 году после нападения монголо-татар. Позднее икону нашли чудесным образом. Прославленный многочисленными чудесами образ почитается как покровительствующий семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающий в трудных родах.