Загородная недвижимость: цены, тенденции, прогнозы

Лето традиционно является сезоном высокой покупательской активности на рынке загородной недвижимости. О том, каким оно было для этого сегмента жилья в 2022 году и чего ожидать в обозримом будущем, изданию рассказали эксперты рынка.

Цены выросли, спрос по-прежнему высок, продажи остались на уровне допандемийных лет – таковы основные итоги прошедшего полугодия.

По данным Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group), во втором квартале на загородном рынке покупатели приобрели 1,9 тысячи коттеджей, участков и таунхаусов, что на 34% меньше, чем в первом квартале. Таким образом, квартальный объем спроса впервые за последние 2 года оказался ниже 2 тысяч лотов.

«За полугодие было продано 4,7 тысячи лотов, что на 20% меньше, чем в первом полугодии 2021 года. Несмотря на это снижение, при сохранении текущих условий на рынке мы прогнозируем высокий спрос по итогам 2022 года: на уровне 8-9 тысяч участков, коттеджей и таунхаусов, что превышает показатели допандемийных лет», — рассказала руководитель Центра Ольга Трошева.

Высокую покупательскую активность отмечают и аналитики Knight Frank St. Petersburg.

«Спрос 2020–2021 годов в основном формировался ажиотажными настроениями на фоне пандемии, поэтому его снижение ожидаемо. В допандемийном 2019 году в I полугодии было продано сопоставимое число лотов», — отмечает руководитель отдела исследований Knight Frank St. Petersburg Светлана Московченко.

Начиная со 2 квартала 2020 года, на загородном рынке фиксировался бум спроса. Но, вместе со спросом на участки и коттеджи росли и цены.

Согласно аналитике Knight Frank St. Petersburg, по итогам полугодия средняя стоимость элитного коттеджа составила 89,6 млн рублей, увеличившись на 36% за год, что, в том числе объясняется удорожанием себестоимости строительства. Средняя стоимость коттеджа в классе В увеличилась на 3% и составила 27,1 млн рублей.

Фото: pxhere

По мнению Ольги Трошевой, заметно выросли цены и на участки без подряда. Если 10 лет назад большая часть (63%) сделок осуществлялась с участками по цене до 100 тыс. рублей за сотку, то в 2018 году доля таких покупок снизилась до 37%, а в первом полугодии 2022 года – и вовсе до 24%, что является минимальным уровнем.

Как отмечают эксперты, в этом полугодии основной объем сделок пришелся на участки без подряда с ценой сотки земли от 200 тысяч рублей — доля выросла до 37%.

Согласен с коллегами генеральный директор ООО «ХК Сити 78» Артур Гайсин. По его мнению, цены на загородную недвижимость действительно выросли. Но, это не общая история для рынка в нынешних условиях. Эксперт подчеркивает, что рост стоимости объектов на высоких стадиях готовности характерен и всегда наблюдался, вне зависимости от внешних реалий.

«Например, в нашем КП «Резиденция у озера» цены поднялись примерно на 20%, что связано с финальной стадией реализации проекта. В частности, полностью завершены работы по благоустройству и озеленению и запланировано дальнейшее развитие поселка и прилегающих территорий: проектируется детский сад, торговый центр и другая дополнительная инфраструктура для жителей т.д.  Естественно, это без учета уже готовых объектов: детских и спортивных площадок, летнего ресторана, обустроенного пляжа и других», — комментирует Артур Гайсин.

Аналитики ЦИАН связывают рост цен также с местоположением поселка. В Северной столице дома часто располагаются в самых престижных локациях, у воды, чем и определяется их высокая стоимость. По их данным, большинство россиян в данном сегменте рассматривают дом, пригодный для круглогодичного, а не летнего проживания (96% россиян). При этом спрос, несмотря на общую тенденцию снижения количества продаж, не угасает.

«Высокой активности на рынке загородной недвижимости во многом способствовал удаленный формат работы: в прошлом году 60% потенциальных покупателей отметили, что могут работать дистанционно. В 2022 году таких стало меньше (45%), но интерес к рынку по-прежнему остается на высоком уровне», — подчеркивается в аналитике ЦИАН.

По мнению Артура Гайсина, лето 2022 года продемонстрировало, что интерес к загородной недвижимости остается по-прежнему на высоком уровне.

«В премиальном сегменте, по нашим наблюдениям, рост спроса составил около 15%, что связано с продолжающейся после пандемии тенденцией, когда люди устремились жить за город. Во-первых, загородная жизнь стала не менее комфортной, чем городская: как правило, премиальные проекты обеспечены социальной и другой инфраструктурой. Во-вторых, стоимость домовладения фактически сравнялась с квартирой в черте города. А при таком раскладе выбор в пользу дома очевиден», — говорит эксперт.

Как данные показатели изменятся в дальнейшем или останутся на таком же уровне предугадать сложно.

«Говорить о том, как будет развиваться рынок в ближайшее время, довольно сложно. Это зависит от множества факторов. Однако, очевидно, что в нынешних условиях спросом будут пользоваться качественные проекты на финальной стадии готовности. Кроме того, покупатели обращают внимание на уникальные предложения, например, близость к водоемам, а их на рынке не так много», — отмечает Артур Гайсин.

Светлана Московченко считает, что развитие рынка до конца года будет проходить с минимальными корректировками.

«Девелоперская активность по выводу новых проектов значительно не увеличится, поэтому объем предложения в поселках элитного и бизнес-класса будет сокращаться. Текущая динамика спроса дает основания предполагать, что итоги 2022 года на рынке высокобюджетных коттеджей будут ниже показателей прошлых двух лет, однако при стабилизации цен смогут достигнуть значений 2019 года», — резюмирует руководитель отдела исследований Knight Frank St. Petersburg.

«Мы видим три вектора развития рынка загородной недвижимости. Во-первых, это продолжающееся постпандемийное переориентирование общества на более комфортную и качественную жизнь загородом, без потери возможности полноценно работать и получать нужные услуги. Второй вектор развития определяет политическая ситуация, которая лишила многих людей возможности свободно путешествовать, покупать и снимать дома для отпуска в других странах. Для всего этого они теперь будут искать замену внутри страны. Третий вектор – это потенциальное сокращение емкости рынка в связи с мобилизационными мероприятиями. В этом случае ситуация напрямую зависит от продолжительности этих мероприятий. Если все останется в формате, как было объявлено изначально – долговременной стагнации рынка не будет», — делится прогнозами Президент Qtec Сергей Безбородов.

Автор: Инга Коршакова

Новости партнеров