В рамках заседания рабочей группы при комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Минтруд представил концепцию проекта закона о занятости. В документ попали такие аспекты рынка труда, как неофициальное трудоустройство, отсутствие социальных льгот у самозанятых, непрозрачное регулирование рынка заемного труда и выплаты по безработице.
Предполагается, что представленные материалы станут базой для обновленного закона «О занятости населения». Так, проблему теневой занятости планируют решить, начав с введения термина в правовое поле. Затем будет очерчен круг возможных последствий, грозящих работодателю, который ненадлежащим образом трудоустраивает персонал. Чтобы выявлять нарушения, будут созданы специальные механизмы, а органы власти получат соответствующие полномочия.
Борьба с последствиями, а не причинами
Нина Вишневская заместитель директора Центра трудовых исследований ГУ Высшей школы экономики (ВШЭ), отмечает, что Минтруд обращает внимание на действительно острые вопросы рынка. Однако попытки ведомства «зарегулировать» все процессы могут привести к результатам, противоположным изначальным целям новых мер.
«Вместо выведения теневой занятости в официальное правовое поле, – объясняет собеседница АБН, – можно увести бизнес еще глубже в тень. Во всем мире идет борьба с этой проблемой, однако уровень эффективности остается невысоким. Попытки исправить одни негативные последствия неофициального трудоустройства, влекут за собой появление других».
Неформальная занятость является проблемой не только работодателей, а в первую очередь наносит вред работникам, подчеркивает эксперт, из-за отсутствия социальных гарантий. Однако решая эту проблему, нужно бороться с более глубокими причинами ее возникновения.
«Работодатель выбирает серую схему выплат зарплат не из-за злого умысла, – поясняет Нина Вишневская, – а из-за высоких налогов, которые сказываются на результативности бизнеса. А это уже в каком-то смысле можно назвать экономической необходимостью».
На нынешнем этапе внесения изменений в закон о занятости, добавляет специалист, необходимо подробно рассматривать каждый пункт проекта закона. При этом должен быть налажен диалог властей с бизнесом и предпринимательскими объединениями.
Самозанятые и соцпакет
Также Минтруд вернулся к вопросу социальных гарантий для самозанятых. В ведомстве считают, что этой категории населения необходимо получить пенсионный права, а также пособиям по временной нетрудоспособности и другим, в рамках трудовой деятельности. Кроме того, планируется разработать нормы труда и отдыха для самозанятых, чтобы предотвратить ситуацию с переработками.
Председатель Союза Ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей (СААП) «Регионы» Олег Куксов сообщил АБН, что роль самозанятых на рынке перевозок остается не до конца понятной с точки зрения законодательства, а это приводит к высокому уровню риска.
«Сейчас все усилия налоговых органов направлены на обеление рынка перевозок, – продолжает эксперт. – Поэтому сферу ждет массовый уход большого количества игроков, особенно малых и средних. Насколько их потом смогут заменить самозанятые, остается под вопросом. Думаю, что настолько же, насколько через три года электробусами удастся заменить все автобусы в России».
Сомнения Олег Куксов объясняет тем же неопределенным правовым статусом самозанятых, который требует урегулирования. Сейчас, по словам эксперта, самозанятый не может получить лицензию на перевозку пассажиров и, например, стать водителем автобуса.
«Если налог на самозанятых поднимут, то самозанятость потеряет смысл, — говорит Вадим Тихонов, глава Содружества самозанятых плотников из Ленинградской области. — Одно дело айтишники и криптовалютчики, у которых труд легкий, и им все равно, платить 6% или прибавить к ним еще пенсионные отчисления.
Другое дело самозанятые, которые работают руками и им тяжело дается каждая копейка. Если правительство поднимет налог на самозанятых до 10% и пообещает за это пенсию 3 копейки, люди начнут выходить из самозанятых. И сейчас можно платить по 2600 руб в месяц в Пенсионный фонд, и тоже начисляется пенсионных стаж. Больше, чем 4% и 6% люди платят не хотят».
Страховки на миллиард
«Да, мы сотрудничаем с самозанятыми, — комментирует АБН Владимир Исаев, директор PR-службы «Яндекс. Go», — Самозанятые, как и все, кто сотрудничает с платформами, являются независимыми предпринимателями и самостоятельно определяют, как распоряжаться своим заработком и какой процент от него должен идти на соцгарантии.
На наш взгляд, роль платформ в этом вопросе – создавать максимально комфортные условия для партнеров, развивая собственные программы поддержки. Например, мы запустили программу льготного страхования водителей такси и курьеров. Продукт представляет собой аналог оплачиваемых «больничных» и страховок 24/7. Инвестиции Яндекса в этот проект составят около 1 млрд рублей. Но решение об участии в программе остается за нашими партнерами».
Благодаря процессам цифровизации в экономике появились новые формы взаимоотношений — это взаимоотношения между IT-платформами, предоставляющими возможности для поиска заказов, и теми, кто эти заказы выполняет. Безусловно, такой тип занятости должен быть изучен и урегулирован с учетом его специфики, считают в«Яндекс. Go».
План для безработных
Изменения коснутся и безработных, а именно – их пособий. Предлагается, что размер выплаты будет зависеть от выполнения так называемого плана по трудоустройству. План будет разрабатывать служба занятости персонально для каждого соискателя. Если гражданин не выполняет план, сумма пособия уменьшается, при этом собственные попытки найти работу, не будут учитываться. Какими критериями будет руководствоваться служба занятости, составляя такой план, пока остается неясным.
«Если учитывать западный опыт, – рассказывает Нина Вишневская, – то подобные планы были первым шагом за рубежом. Результатом стало ощутимый рост нагрузки на службу занятости. Индивидуальный подход здесь призван диверсифицировать соискателей. Одним такие планы по трудоустройству действительно нужны, другие обойдутся без них и сами смогут найти работу, не создавая лишней нагрузки для соцслужб».
Кроме того, возникает вопрос о понижении пособия по безработице. Максимальные выплаты всегда равны минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) за прошлый год, поясняет в Минтруд. Так, в прошлом году они составляли 12 130 рублей, что соответствует МРОТ в 2020 году. Условия назначения пособия по безработице в 2022 году остаются прежними.
«До пандемии в западных странах службы занятости преимущественно занимались безработными, у которых было мало шансов трудоустроиться самостоятельно, – сообщает Нина Вишневская. – Им нужны планы, надзор, помощь, переобучение. Однако важно соблюдать баланс регулирования этих процессов и не упускать из внимания возможных негативных последствий».
Если размер пособия вырастет, нужно будет следить за тем, не получают ли пособия те, кому они не предназначены. Если размер выплат останется на нынешнем уровне, замглавы Центра трудовых исследований ВШЭ считает, что следить не за чем.
Рекрутеры и «аренда» сотрудников
Еще один вопрос, который рассмотрен в концепции обновления закона – использование заемного труда. Ситуация, когда компания «арендует» сотрудника у другой, получает все больше распространения. В этой связи министерство хочет определить правовой статус заемных работников, а также прописать базу для договоров между такими сотрудниками и работодателем, составить перечень областей деятельности, в которых возможна «аренда» персонала. Также изменения претерпит список требований к компаниям, предлагающим услуги заимствования работников. Отметим, что урегулировать эти вопросы власти пытаются не менее пяти последних лет.
Также Минтруд в новом документе затронул деятельность рекрутинговых компаний, возможности мониторинга трудовых ресурсов, необходимость организовать сотрудничество молодежных организаций с органами занятости и другие. Ведомство намерено уже к осени 2022 года внести в закон о занятости все необходимые изменения.