Центробанк России продолжает принимать необходимые меры, направленные на стабилизацию экономики страны после начала военной спецоперации на территории Украины. Ключевая ставка повышена до 20%, курс валют находится в постоянной динамике, бумаги российских компаний на торгах в Лондоне падают до 58%. В это время бизнес старается выжить и предлагает Центробанку свои пути для стабилизации ситуации.
Банк России продолжает предпринимать попытки стабилизировать экономическую ситуацию в стране и обеспечить непрерывность операционной деятельности банков. Тем временем курс доллара на Мосбирже колеблется между 95-110 рублями, евро — 107-126 рублями. Утром 28 февраля Центробанк повысил ключевую ставку с 9,5% сразу до 20%.
«Никогда не было, и вот опять, – комментирует Анастасия Татулова, владелица сети ресторанов «АндерСон» и омбудсмен по малому бизнесу. – В самое ужасное время, когда в результате санкций российский бизнес опять «на фронте», ЦБ выбирает путь его дальнейшего «удавления» ради мифической идеи связанной денежной массы на депозитах».
Не про помощь
Повышение ключевой ставки это не про помощь бизнесу, считает юрист и основатель сервиса «Делаем бизнес вместе» Наталья Горячая. Накануне эксперт сообщила, что группа представителей бизнеса из человекоемких отраслей (общепит, индустрия красоты и пр.) вновь собрала перечень мер, для поддержки предпринимательского сообщества.
«Мы в очередной раз перечислили меры, которые необходимы стране для того, чтобы бизнес не лег, а сделал тот самый «рывок», который пока виден только чиновникам финансового и экономического блоков правительства.
Возвращаясь к теме поднятия ключевой ставки, Наталья Горячая заявляет, что это попытка остановить отток денег из банков, вернуть их обратно в кредитные организации, чтобы деньги снова стали работать, – говорит собеседница АБН. – Вопрос: на что они будут работать? На прибыль финансовой сферы? или на рост производства, которое практически убито».
У любого решения регулятора, отмечает эксперт, есть две стороны: повышение ставки может вернуть части населения веру в доходность от депозитов. Однако вопрос, как мера скажется на бизнесе, остается острым.
«Если мне предложить кредит под 29-30% годовых или вложить оставшиеся у меня сбережения, или продать бизнес (выйти из него) и всё положить на депозит, то эффект от второго будет точно выше, чем от первого действия», – объясняет юрист.
Надо было раньше
Необходимо предпринять меры по стимулированию производства, считает Наталья Горячая. Причем если крупный бизнес может за себя сам постоять и попросить преференции, то малому и среднему бизнесу приходится очень громко заявлять о том, что он тоже что-то может: сохранить и увеличить рабочие места, платить налоги, производить, создавать добавленную стоимость.
По словам эксперта, необходимо освободить производство от налогов – уровень НДС и налога на имущество предлагается снизить до нулевого показателя, страховые взносы снизить вдвое.
«Также надо убрать руки ФНС от счетов налогоплательщиков, наложив полный мораторий на любые санкции: блокировку, не снижаемый остаток, требования, уведомления, комиссии по обелению, зарплатные и прочие вызовы «на ковер», – предлагает общественный деятель, – нужны субсидии на лизинг оборудования, машин, авто и спецтехники. В общем, надо всё то, что поставит производство на первое место. Это надо было сделать раньше».
Спасать нельзя игнорировать
Борис Титов, уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ отмечает, что сегодня каждый час приносит новую информацию, регулирование экономики меняется на ходу. Омбудсмен также выразил уверенность, что если не установить временные ограничения на ухудшение условий кредитования для малого и среднего бизнеса, в ближайшее время он начнет разоряться.
«Ковенанты в банковских договорах внезапно стали минами, которые могут взорвать сотни и тысячи предприятий, – говорит Борис Титов. – Падение оборотов, другие осложнения, к которым предприниматели не имеют отношения и совершенно в них не виноваты – все это, согласно действующим договорам, может привести к требованию досрочного возврата всей суммы кредита.
ЦБ уже разрешил коммерческим банкам не ухудшать условия кредитования корпоративных заемщиков, несмотря на нормативы резервирования, однако этого недостаточно. Нужен прямой запрет на такое ухудшение, заметил бизнес-омбудсмен – сложное время требует решительных действий.
«Мы очень рассчитываем на то, – продолжает уполномоченный по защите прав предпринимателей, – что малый и средний бизнес не останется за бортом чрезвычайной программы экономического противодействия новым, очень серьезным вызовам. В экономике все взаимосвязано, и нельзя спасать одну ее часть (финансовый сектор), игнорируя другую».
Меры поддержки
На срок до 31 декабря 2022 года ЦБ предоставляет кредитным организациям возможность принимать решение о не ухудшении оценки финансового положения заемщика для целей формирования резервов под потери. Мера действует в отношении заемщика, если его финансовое положение пошатнулось после 18 февраля 2022 года и объясняется действием санкций.
Также регулятор позволяет не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика по реструктурированным ссудам. ЦБ рекомендовал реструктурировать задолженность, не назначать пени и штрафы по кредитам, для заемщиков, пострадавших от санкций.
Помимо этого, ЦБ в рамках контрциклической макропруденциальной политики с 28 февраля 2022 года распускает накопленный макропруденциальный буфер капитала по необеспеченным потребительским кредитам и ипотечным кредитам в рублях и иностранной валюте (733 млрд рублей на 1 февраля 2022 года), сообщает пресс-служба регулятора. Мера будет действовать без ограничения по срокам, уровень надбавок к коэффициентам риска по новым требованиям при необходимости будет пересмотрен позднее.
Несите валюту
На основании предложений Минфина России и Банка России 28 февраля будет принято решение о введении с того же дня для резидентов-участников внешнеэкономической деятельности обязательной продажи иностранной валюты в размере 80% выручки, причитающейся резидентам в рамках всех внешнеторговых договоров.
Ранее принятые решения о временных послаблениях в отношении возможности неприменения Банком России мер в случае несоблюдения кредитными организациями лимитов открытых валютных позиций распространяются только на кредитные организации, в отношении которых введены иностранные санкции, сообщает регулятор.
Полет нормальный
Финансовые организации уведомляют клиентов об определенных изменениях, которые претерпевает их система работы. Так, «Открытие» заявляет, что санкции не окажут существенного влияния на деятельность на территории России, сообщили в пресс-службе компании, в которую входит также цифровой банк для предпринимателей «Точка».
«Группа «Открытие» обладает достаточным запасом капитала, валюты, наличных, ликвидности и технических ресурсов, чтобы обеспечить бесперебойную работу всех сервисов — включая приложение и интернет-банк», – рассказали в комментарии для АБН.
«Открытие» входит в число системообразующих финансовых организаций страны, поэтому при любых обстоятельствах получит поддержку Банка России — единственного акционера банка.
Ограничительные меры затронут только услуги, связанные с оплатой или переводами за границей. Например, теперь не получится расплатиться картами «Открытия» платежных систем Visa и Mastercard за рубежом». — добавляют в банке.
Оплачивать покупки в зарубежных интернет-магазинах и подписки в зарубежных онлайн-сервисах с помощью карт Visa и Mastercard будет также невозможно. Вы сможете перевести деньги на карту или счет любого другого банка, которым пользуетесь. Сделать это можно без комиссии по номеру телефона через Систему быстрых платежей (СБП). Такое же ограничение касается и остальных банков, попавших под новый санкционный пакет.
Санкции и реальность
Напомним, США ввели санкции в отношении 11 российских компаний 24 февраля, что стало реакцией на начало проведения военной спецоперации РФ на территории Украины. В том числе меры коснулись крупнейших финансовых организаций: Газпромбанка, Сбербанка, Группы ВТБ, Новикомбанка, Банка Открытия, Совкомбанка. Также американское министерство финансов объявило, что санкции направлены в отношении порядка 80% банковских активов РФ. С этого момента ЦБ регулярно публикует сообщения о принимаемых мерах для поддержания экономики.
«Кто сегодня будет держать деньги в рублях ради 20% прибыли, когда рубль уже подешевел на 20%? – задается вопросом Анастасия Татулова. – И, прямо скажем, перспективы не очень. Есть ли желающие? Но поднимая ставку, ЦБ уничтожает российские предприятия, а значит, и рабочие места. А что все же важнее — финансовые капиталисты, банки или реальные производства и зарплаты людей?».