Закрыть

Аналитик Адамидов рассказал, на чем будут летать россияне к 2030 году

Минтранс планирует до 2030 года пополнить парк авиатранспортной отрасли на 1000 самолетов в рамках новой программы развития, на реализацию которой направят более 620 млрд рублей. Такой прогноз может оказаться не до конца реалистичным, в том числе, на фоне возможного снижения спроса на авиаперелеты. 

Минтранс России создал проект новой программы развития авиатранспорта страны, рассчитанный на срок до 2030 года, к которому авиапарк должен насчитывать 1,6 тыс. самолетов. К 2025 же году около 70% действующих самолетов, согласно проекту, будут эксплуатироваться за счет запчастей самолетов остальной части зарубежного авиапарка.

Независимый эксперт Дмитрий Адамидов назвал план Минтранса «довольно интересным» – сегодня в России эксплуатируется порядка 1,2 тыс самолетов. По проекту ведомства, через три года показатель сократится ниже 1 тыс. воздушных судов, а к 2030 году – достигнет более 1,6 тыс. самолетов. 

«При этом объемы пассажироперевозок едва ли будет выше, чем до пандемии, – продолжает аналитик. – Возможны два варианта развития событий: либо в указанное число входят небольшие региональные самолеты, с которым развитие получат региональные перевозки. На воздушные судна большого размера у нас просто нет спроса».

Второй вариант, по словам собеседника АБН, заключается в том, что прогноз Минтранса не вполне сбалансирован. Представить цели создания воздушного флота такого масштаба сложно, как и то, за счет кого планы будут реализовываться. 

«Нужно учитывать, что в подобных проектах наибольшие успехи относятся к более поздним периодам их реализации. До 2025 года у нас, вероятнее всего, случатся некие первые попытки импортозамещения, восстановления производства тех машин, от производства которых было решено отказаться, например, Ил-96 и Ту-214».

Ил-96-300 авиакомпании Аэрофлот / Фото: Pixabay

Проект Минтранса, а именно вторая его половина, отчасти ориентирован не на достижение указанных в документе результатов, а на создание красивой картинки для руководства, считает Дмитрий Адамидов. По словам аналитика, представленная программа развития авиатранспорта в России – варьируема, изменяеема и не слишком информативна.

Если говорить о планах министерства по поддержанию авиации в срок до 2025 года, эти идеи спикер назвал гораздо более логичными: будем разбирать на запчасти определенную долю авиафлота, за счет чего удастся сохранить в рабочем состоянии остальную часть самолетов. 

«Летать много не будем, хотя определенный спрос на перелеты сохранится, – прогнозирует эксперт, – это возможно при условии ограничения роста цен на авиабилеты».

В экстренных случаях Дмитрий Адамидов допускает возможность привлечения иностранных перевозчиков на внутренний рынок.

Что касается восстановления производств самолетов, выпуск которых ранее был остановлен, здесь каждый случай требует отдельного рассмотрения, разъяснил эксперт. Например, в случае широкофюзеляжного самолета Ил-96, предназначенного для для авиалиний средней и большой протяжённости, его возобновить процесс его сборки, по словам аналитика, не потребует серьезной предварительной подготовки, то же можно отнести к выпуску Ту-214.

«Также процесс восстановления производств упирается в вопрос «до какого уровня?». Десяток самолетов мы выпустим, об указанной тысяче говорить сложно, у меня присутствуют некоторые сомнения в этом отношении», – отметил эксперт. 

Согласно стратегии Минтранса, в период до пандемии и после нее, объем авиафлота России в 1,2 тыс самолетов оценивался как достаточный, напоминает Дмитрий Адамидов. Рост показателя не прогнозировался по причине отсутствия прогнозов по увеличению покупательской способности населения. Можно лишь предположить, что в новой стратегии Минтранс намерен больше сфокусироваться на авиаперевозках, чем это планировалось прежде. Поэтому рассматривать серьезно стоит планы по развитию авиационной отрасли в России пока до 2025 года, резюмировал эксперт, особенно с учетом изменчивости ситуации.

Автор: Екатерина Сударева

Новости партнеров