Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно с Ростуризмом опубликовали ряд рекомендаций для организаторов конкурсов на получение грантов. Предполагается, что бизнесу станет проще получать субсидии, однако предприниматели считают, что меры поддержки принимаются не в том направлении. А трудности в туротрасли, в свою очередь негативно отразится на других сферах и занятых в них сотрудниках.
Ростуризм и ФАС регламентировало порядок получения субсидий для туристических компаний. Предполагается, что туроператорам станет проще получить государственный грант. В частности, определены порядок рассмотрения и оценки заявок на гранты, перечень необходимых документов, сроки рассмотрения заявок и критерии их оценки и т.д.
Политика ведомств в области развития туризма не до конца ясна, говорит Валерия Девятовская, генеральный директор компании «Лидер-Тим», туроператора по организации въездного туризма, а государственное финансирование уходит не в том направлении, в котором было бы эффективно.
«Туризм, как вся сфера услуг, работает не от продукта, а от клиента. Можно создавать бесконечное множество продуктов, но если это не нужно клиенту, отрасль не будет развиваться. Меры же господдержки как будто действуют от обратного. Туристические организации выступают посредниками, формируя продукт и предлагая его на основании клиентского запроса», – объясняет эксперт.
По мнению главы туроператора, профильные ведомства сегодня не имеют ясного представления о запросе клиента, принимая решение о подобных мерах поддержки. Одной из сторон комплектной проблемы отрасли является общее снижение покупательской способности граждан России.
Чтобы помочь туристическим компаниям и дать им возможность развиваться дальше в сложившихся условиях, например, необходимо обязать школы организовывать поездки для учеников, считает Валерия Девятовская, сейчас общеобразовательные учреждения этого делать не могут. В целом развитие туризма должно быть синхронизировано с развитием других отраслей.
«У нас нет конгрессного туризма, иностранный сектор теперь попросту исчез, в этом направлении со стороны правительства никаких мер не принимается. При этом у нас не проводятся масштабные форумы и конгрессы для работников медицины, промышленности, сельского хозяйства – отраслей, которые тоже находятся в сложной ситуации», – добавила предпринимательница.
Индустрия не выражается конкретно в отдельном туристе, подчеркнула Валерия Девятовская. Существуют понятия корпоративного, событийного, конгессуального туризма. С уходом иностранных компаний эти области туристической отрасли оказались невостребованными, компании, которые были заняты в этих сферах, закрываются. Принятые на сегодня меры поддержки их спасению не способствуют, убеждена эксперт.
«Туризм охватывает гораздо больше областей, чем путевки конкретного путешественника. Это съезды, туры по темам науки и медицины. Даже те мероприятия, которые организовывает правительство, проходят практически без участия туркомпаний», – говорит собеседница АБН.
Граждане, которые хотят отправиться в отпуск, по мнению эксперта, найдут такую возможность и без поддержки государства. Поэтому подход к реализации идеи с туристическим кэшбэком должен быть более рациональным. Например, затрагивать малообеспеченные слои населения, пенсионеров, студентов, считает Валерия Девятовская.
«Человек, имеющий возможность заплатить 300 тыс. рублей за поездку в Сочи, не нуждается в господдержке, – разъяснила предпринимательница, – этот кэшбэк мог бы распределяться более точечно, на тех, кто в нем нуждается. Сейчас программа лишь мотивирует потратить на путевку как можно больше денег».
Отрасль нуждается в поддержке не только в сегменте индивидуального туризма, а сложности в индустрии влияют на смежные. Речь идет о шоу-бизнесе, артистах и коллективах, оркестрах, кейтеринговых компаниях и массе других отраслей, в которых задействовано огромное количество сотрудников, которые теперь могут остаться без работы, либо уже стали безработными.