Уход из России мировых брендов одежды предположительно должен был освободить нишу для отечественных ретейлеров и локальных производств. Однако санкции и общая экономическая ситуация внесли коррективы в планы некоторых предпринимателей, которые испытывают сложности с поставками материалов. Другие же успели локализовать и наладить производства внутри России.
В России в мае спрос на отечественные фешен-бренды в онлайне вырос на 61% по сравнению с февралем 2022 года, по данным исследования CloudPayments. В годовом выражении рост достиг 123%, при этом средний чек упал с 11,6 до 7 тыс. рублей.
Рост покупательского интереса наблюдался и до февраля 2022 года, когда зарубежные компании начали заявлять об уходе из России, рассказал основатель бренда Oh,my Сергей Ковеленов. После приостановки деятельности десятков иностранных брендов спрос на петербургский бренд продолжает возрастать.
«Мне сложно оценить, связано ли это с уходом западных брендов, – отметил предприниматель. – Мы оставили цены на прежнем уровне. Мы предлагаем базовую одежду, на которую также можно оформить подписку, видимо это интересовало и продолжает быть интересным для покупателя».
Сергей Ковеленов рассказал, что производство бренда максимально локализовано, даже вязать полотно, из которого затем отшивается одежда, около двух лет назад Oh, My начал на территории России. Сырье, которое поставляется для производства трикотажного полотна из Египта, Турции, Узбекистана, Китая, продолжает завозиться в необходимых объемов, и перебоев с поставками практически не наблюдалось.
«Сырье закупается в валюте, и несколько последних закупок оказались ниже по стоимости по сравнению с ценами прошедших осени и зимы. При этом на бирже цена хлопка за три года выросла более чем вдвое. Однако на ценообразовании это отражается едва заметно».
Поэтому стоимость изделий из отечественных натуральных материалов, таких как постельное белье из полисатина или льна, особо не изменилась.
Если говорить о прогнозах, по словам Сергея Ковеленова, всплеска спроса на одежду российского производства не ожидается, по крайней мере в контексте Oh, my. Скорее, по словам предпринимателя показатель выйдет на плавный устойчивый рост.
Владелица петербургской сети магазинов итальянской одежды «Монплезир» и сооснователь Санкт-Петербургской Ассоциации непродовольственной торговли Ирина Валерианова запустила собственный бренд «Монпари» около месяца назад, поэтому о росте интереса именно к российским производителям речи не идет. Но, по словам предпринимательницы, спрос есть.
«В целом, продажи просели в сравнении с маем прошлого года, – заявила собеседница АБН. – Складывается общая кризисная ситуация после мартовского ажиотажа, когда на фоне неопределенности и нестабильного курса валют покупатели бросились скупать все, что было в магазинах. В апреле ажиотаж спал, а май пока становится просто провальным».
Если исследование онлайн-продаж показало небывалый рост уровня продаж, в рознице, по словам Ирины Валериановой таких процессов не наблюдается. В тематических чатах предпринимателей, ведущих торговлю через маркетплейсы, участники сообщают, что майские продажи пока оставляют желать лучшего.
Поставки из Европы тем временем осуществляются, но уже по другим логистическим коридорам и по новым ценам. Чтобы снизить себестоимость моделей, предпринимательница сотрудничает со стоковым складом во Франции. Так, средняя стоимость метра ткани составляет около 5 евро, против 25-30 евро у обычных поставщиков в Европе. Но сток распродает остатки, и заказать удается отрезы не более десяти м, которых хватает на небольшое количество моделей, рассказала Ирина Валерианова.
Кроме того, на итоговой стоимости товаров отражается новая система поставок, которую пришлось восстанавливать после введения санкций. Стоимость доставки, по словам Ирины Валериановой, увеличилась в несколько раз. Например, поставка весенней коллекции для розничных магазинов из Турции после начала событий в Украине шла в течение двух месяцев. Поставка из Европы, которая раньше осуществлялась через территорию Латвии, была перенаправлена через Бишкек.
Помимо новых сложностей, у предпринимателей остаются прежние проблемы, напомнила Ирина Валерианова. Речь идет, в том числе, о маркировке изделий легкой промышленности, требующей существенных затрат, сложности с кредитованием, спад покупательской способности и других.
За 2021 год общий объем всего российского фешен-рынка, включая одежду, обувь и аксессуары, в 2021 году вырос на 9%, 67% составляет одежда, такие данные привел соучредитель и коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян в рамках Russian Fashion Retail Forum, который прошел 23 февраля 2022 года. Объем фэшн-рынка по итогам 2021 года в компании оценили в 2,69 трлн рублей.