IKEA продает российский банковский бизнес, ранее компания сократила количество рабочих дней после заявления об уходе бизнеса из России. Однако эти решения не говорят о невозможности возобновления работы магазинов в городах РФ.
Российский «Кредит Европа банк» приобретает часть активов шведской компании IKEA, в том числе, «Икано банк», основанный группой Ikano Credit Europe Bank N.V. Преимущественно банк занимался выдачами займов для покупателей сетей IKEA и «Мега». Также ранее сократили количество рабочих дней те магазины, которые занимались возвратами товаров, приобретенных до прекращения работы компании в РФ.
Краски сгущаются, политические требования европейских властей, в частности Швеции, оказывают определенное давление на бизнес, чтобы тот как минимум декларировал планы, которые должны приводить в негодование российских потребителей, объясняет независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов.
«Судя по изменению ситуации, я прогнозирую, что IKEA вернется в Россию, – считает эксперт. – Бизнес, который они выстраивали порядка тридцати лет, бросать было бы глупо, в особенности, когда на политическом уровне будут достигнуты некие договоренности».
Бизнес IKEA экономит на всем, в том числе на упаковке, напомнил специалист. Вероятность того, что шведская компания могла бы отказаться от выстроенную систему работы, мала.
«Многие события сейчас происходят только декларативно, на уровне сообщений в прессе, которые дают толчок для обсуждений. На самом деле это большая пауза, хоть и в значительной степени затянувшаяся».
Александр Анфиногенов отметил, что руководству IKEA в ближайшее время необходимо принять ряд решений о перегруппировке бизнеса для того, чтобы когда политическая ситуация начнет стабилизироваться, снять с паузы деятельность компании.
«Глупо терять рынок, а если бы основатель IKEA Ингвар Кампрад, он бы не одобрил подобных политических колебаний, – уверен собеседник АБН.
Если говорить о вероятности того, что IKEA последует примеру McDonald’s, то она невелика. Сеть ресторанов быстрого питания
«McDonald’s осуществил так называемую техническую продажу, – объясняет аналитик, – продал российскую часть бизнеса с возможностью обратного выкупа в течение определенного срока по текущей рыночной стоимости. То есть по схеме “бизнес уже не наш, но еще наш”».
Напомним, ранее McDonald’s договорился с Александром Говором, франчайзи компании, который руководил 25 ресторанами сети в Сибири, о продаже всего иностранного бизнеса. Рестораны заработают под брендом «Доминис». В ходе реорганизации, стартовавшей 18 февраля этого года, к ООО «Клуб Отель», владельцем которой выступает Александр Говор, были присоединены еще три структуры McDonald’s в России – ЗАО «Москва-Макдоналдс», ООО «СРП» и «ЮРП». Сделка одобрена ФАС, а компанию, по словам Александра Говора, включили в перечень системообразующих предприятий. Однако в случае IKEA ситуация отличается на базовом уровне.
«Одно дело – фастфуд с российскими производствами, другое – мощный концерн, который является лидером собственной торговой марки, – подчеркнул Александр Анфиногенов. – Другие игроки рынка DIY-ретейла (Obi, Leroy Merlin) продают различные товары от множества поставщиков. У IKEA своя жизнь: сами разрабатывают, объявляют тендеры, весь их ассортимент пронизан интеллектуальной собственностью компании».
Кроме того, представить, что подобный IKEA бизнес найдет покупателя в России, добавил эксперт. Такое утверждение обусловлено схемой, по которой выстроена деятельность компании, подобно единому организму, разделить который невозможно. Поэтому шведская компания будет, по мнению аналитика, искать обходные маневры, чтобы отчитаться за предпринятые на фоне политической конъюнктуры меры, а также сохранить возможность вернуться.
Предположить сроки, в которые IKEA могла бы возобновить работу в РФ, пока непросто. Однако процесс может начаться, по мнению Александра Анфиногенова, когда установится диалог между сторонами конфликта, это может произойти в ближайших двух-трех месяцев.