Ученым ОИЯИ впервые удалось получить изотоп сверхтяжелого ливермория

Ливерморий-288, ранее неизвестный изотоп 116-го элемента таблицы Менделеева, был успешно синтезирован физиками из Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне.

Фото: starline © freepik.com

Это значительный прогресс на пути к открытию унбинилия, теоретически предсказанного элемента с атомным номером 120.

Естественных стабильных элементов с атомным номером, превышающим 92, в мире не существует. Все трансурановые элементы имеют краткое время существования и могут быть наблюдены только в ядерных реакторах.

Что касается сверхтяжелых элементов, то их можно получить только путем бомбардировки ядер тяжелыми ионами на ускорителях.

В Лаборатории ядерных реакций имени Г. Н. Флёрова ОИЯИ был синтезирован самый тяжелый из известных элементов — оганесон с атомным номером 118. За время существования института здесь было открыто 10 из 18 новых элементов, добавленных в таблицу Менделеева, а также удалось повторить синтез всех трансурановых элементов, полученных в других странах.

С начала 2019 года на Фабрике сверхтяжелых элементов в ЛЯР ОИЯИ действует циклотрон ДЦ-280, который производит ускоренные пучки кальция-48 с интенсивностью 60 триллионов ионов в секунду, превосходящую показатели других ускорителей подобного типа в мире.

В текущем эксперименте ученые из Дубны получили ливерморий-288 при синтезе изотопов 116-го элемента в реакции между ядрами кальция и хрома.

Синтез сверхтяжелых элементов представляет определенные сложности из-за уменьшения вероятности слияния ядер при переходе к более тяжелым элементам. Однако с помощью нового оборудования на Фабрике СТЭ удалось повысить эффективность проведения экспериментов.

За три года работы Фабрики СТЭ в Дубне удалось открыть еще пять ранее неизвестных изотопов сверхтяжелых элементов, включая лоуренсий-264, московий-286, дармштадтий-276, хассий-272 и сиборгий-268. Главной задачей экспериментов на Фабрике СТЭ является подготовка к синтезу 120-го элемента и его реализация.

Результаты последних экспериментов открыли новые перспективы для исследования существования атомов с числом протонов в ядре, равным 170 и более, открывая новые горизонты в физике.

Автор: Николай Новоселов