Российский бизнес начал массово оплачивать импорт из Китая с помощью посредников, на которых сейчас приходится порядка 70-80% платежей. О том, почему предприниматели вынуждены использовать сторонние услуги, а также почему банки оказались не готовы к санкциям рассказала финансист международной компании Holding Finance Broker Яна Смокова специально для АБН24.
Фото: unsplash.com
По мнению спикера, бизнес на протяжении последних лет оказался вовлечен в санкционную войну, объявленную экономике. Особенно это коснулось компаний, имеющих торговые взаимоотношения с Китаем. Расчеты с контрагентами в КНР стали большой проблемой для предприятий, а малый и средний бизнес практически остался без должной поддержки.
«Рядовые импортеры столкнулись с ситуацией, когда спасение утопающих – это дело рук самих утопающих. Началась череда поисков компромиссов и выходов из сложившейся ситуации, причем реалии таковы, что условия игры стремительно меняются чуть ли не каждый день. Торговые цепочки стали удлиняться, включая в себя все новые звенья платежных агентов-нерезидентов из дружественных и нейтрально настроенных стран. Естественно, у каждого участника такой схемы существует явное понимание недолгосрочности таких взаимоотношений, так как после прохождения достаточного объема средств через вновь открывающиеся окна возможностей, вторичные санкции непременно это окно закроют», — рассказала эксперт.
Попытки найти компромисс привели к удорожанию системы расчетов. Сами способы сделок стали усложненными, а ситуация слишком подвержена мошенническим схемам, поскольку никем не контролируется. Регулятор в лице банков не предложил бизнесу оптимальных и оперативных решений.
«По сути банки повторили опыт бизнеса и стали использовать уже существующие структуры платежных агентов, либо параллельно создавать свои. Параллельно они пытаются открывать счета в иностранных банках-корреспондентах, чтобы сохранить возможность осуществлять прямые платежи, но позиционируют такие пути, как крайне нестабильные и на практике клиенты сталкиваются с недружественной политикой банка-корреспондента или принимающего банка. Естественно, после таких неудачных попыток, потерянного времени, ресурсов, а иногда и клиентов, импортеры вынуждены согласиться на агентскую схему, предлагаемую банками. Тем более это единственный выход для тех, чей товар попал в санкционные списки», — заявила Смокова.
Для предприятий, чей товар легален, банки создали собственные экосистемы. Спикер подчеркнула, что в них оплаты стабильны, сроки приемлемы, но стоимость пользования данными системами практически приравнена к пользованию аналогичной агентской. Неудивительно, что доля платежей в Китай через агентские услуги выросла до 80%. Однако статистика не учитывает платежи на агентов, которые были созданы самим бизнесом.