Закрыть

Интернет-реклама под налог: как новый сбор повлияет на рынок и его участников

Власти намерены направить сбор, связанный с распространением интернет-рекламы, на поддержку разработчиков программного обеспечения и развитие сайтов. Их перечень определит правительство. Информация была получена из проекта, который готовится к рассмотрению во втором чтении.

1

Фото: pxhere.com

РБК ознакомился с уточненной версией поправок к закону «О рекламе», которые предполагают введение 3% сбора на интернет-рекламу. Данная информация была подтверждена двумя источниками из сферы IT. Один из них отметил, что ему известны разные версии поправок, но окончательный вариант не обсуждался с участниками рынка.

Законопроект был представлен в Госдуме в апреле этого года и принят в первом чтении в июле. Изначально изменения касались только статьи 28 закона «О рекламе», регулирующей вопросы, связанные с рекламой кредитов, и не содержали упоминаний о новом сборе.

Идея о введении сбора за «распространение рекламы и услуг продвижения» в интернете впервые появилась в проекте федерального бюджета на 2025–2027 годы. В середине ноября заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин сообщил о дискуссии по поводу 3% сбора на интернет-рекламу. По его словам, инициатива направлена на реализацию нацпроекта «Экономика данных», связанного с модернизацией инфраструктуры Рунета и поддержанием его ключевых сервисов. Ожидается, что «Экономика данных» будет утверждена до конца года.

В тексте законопроекта ко второму чтению добавлены два раздела. Первый требует от агрегаторов товаров и услуг распространять социальную рекламу и выделять не менее 5% своего годового инвентаря на эту цель. Эти требования станут обязательными для площадок с ежедневной аудиторией свыше 200 тыс. пользователей из России. Для учета числа пользователей агрегаторы должны будут использовать специальный счетчик, утвержденный Роскомнадзором. Если поправки примут, они вступят в силу с 1 марта 2025 года.

Второй раздел предлагает дополнение статьи 18.2 в закон «О рекламе», в котором возлагается обязанность уплачивать сбор на операторов рекламных систем, ориентированных на российскую аудиторию. Сбор составит 3% от квартальных доходов. Согласно документу, средства от сбора будут направлены на поддержку разработчиков программного обеспечения.

Сбор с иностранных компаний и граждан будет осуществляться через российских рекламодателей. При подписании договора они будут обязаны сообщать иностранцам о том, что будут удерживать средства для перечисления в бюджет России. Исключение составят вещатели общероссийских обязательных телеканалов, таких как «Первый канал», «Россия 1» и НТВ. Если поправки будут одобрены, они вступят в силу с 1 апреля 2025 года, а за их исполнением будет следить Роскомнадзор. Подробности о порядке расчета и уплаты сбора еще должны быть установлены правительством.

После обнародования идеи о сборе началась критика со стороны участников рынка. В частности, представитель «Яндекса» выразил категорическое несогласие с введением сбора, поскольку это, по его мнению, нарушит свободную конкуренцию и создаст неравные условия. «Яндекс» выступает за открытое обсуждение инициатив, которые могут повлиять на всю отрасль.

Глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин заявил, что предложенный сбор стал неожиданностью для рекламного сектора, поскольку не имеет под собой обоснований и не направлен на решение каких-либо социальных задач. Он также отметил, что новое регулирование затронет легальные аудиовизуальные сервисы, но вряд ли повлияет на теневой сегмент, включая пиратские сайты.

Другие представители рынка предупредили, что в случае введения сбора его последствия могут отразиться на потребителях в виде повышения цен. Как ранее утверждал президент Ассоциации развития интерактивной рекламы Борис Омельницкий, введение такого сбора может привести к удорожанию товаров и услуг, рекламируемых в интернете, и негативно повлиять на малый и средний бизнес из-за дополнительных затрат на продвижение.

Представители крупных компаний, таких как «Сбер» и VK, отказались комментировать инициативу. Запрос также был направлен в МТС, YouDo и «Профи.ру».

Ранее в АБН24 сообщалось, что в Госдуме предложили обязать всех россиян с 14 лет приносить присягу.

Автор: Варвара Копысева

Новости партнеров