Потребительский экстремизм: кто в России выигрывает споры с застройщиками

Тема потребительского экстремизма, когда дольщики намеренно используют свое положение для получения необоснованных выгод от застройщиков, становится все более актуальной. Неоднозначность ситуации раскрыли эксперты специально для редакции АБН24.

ключи квартира недвижимость ипотека жилье

Фото: freepik.com ©

С одной стороны, дольщики защищают свои права, с другой — возникают случаи злоупотреблений, которые оборачиваются значительными убытками для девелоперов. Для определения ситуации существует понятие «потребительский экстремизм».

«Данный термин используется, когда дольщики стремятся к получению максимальной компенсации за счет искусственного затягивания сроков или предъявления чрезмерных требований к качеству работ», — объяснила эксперт в сфере инвестиций в недвижимость Вероника Романова.

По ее словам, такие ситуации нередко сопровождаются созданием препятствий для передачи объекта: дольщики игнорируют извещения застройщика, отказываются подписывать передаточный акт и фиксируют даже незначительные дефекты как «существенные». Это создает конфликт, который в итоге нередко перерастает в судебные тяжбы.

Согласно данным Ассоциации профессионалов рынка недвижимости (REPA), в 2022 году дольщики подали 219,6 тысячи исков против застройщиков, а в 2023 году — 211,4 тысячи. Общая сумма удовлетворенных требований за два года превысила 230 миллиардов рублей, причем значительная часть исков имела признаки злоупотреблений.

Претензии дольщиков можно разделить на два направления. Первое — это сроки исполнения обязательств. Дольщики нередко требуют компенсации за просрочку сдачи жилья. Даже небольшие задержки могут привести к значительным финансовым потерям для застройщиков, особенно если идет расчет неустойки за каждый день.

Второе направление претензии — это качество строительно-монтажных работ. Претензии по качеству варьируются от мелких дефектов до серьезных нарушений. 

Закон №214-ФЗ предусматривает, что акт приемки-передачи можно не подписывать только в случае наличия существенных недостатков, которые делают использование объекта невозможным.

«Деятельность застройщика, безусловно, не должна быть убыточной из-за потребительского экстримизма, но и интересы дольщиков, которые надеются получить качественное жилье и в срок, должны быть соблюдены», — прокомментировала адвокат коллегии адвокатов «Северный Рим» Ольга Крылова.

Судебные процессы по спорам с застройщиками часто завершаются в пользу дольщиков. В 2023 году суды удовлетворили требования на 128,1 миллиарда рублей. Однако с 1 сентября 2024 года вступили в силу изменения, которые ограничивают сумму пеней размером расходов на устранение недостатков и сокращают гарантийный срок для большинства элементов с пяти до трех лет.

«Эти нововведения направлены на снижение финансового давления на застройщиков, но вместе с тем защищенность дольщиков несколько ослаблена», — пояснила Ольга Крылова.

По ее словам, в новой редакции закона меньше возможностей для злоупотреблений, поскольку теперь компенсации застройщиков жестко лимитированы.

Еще одна острая тема — недобросовестность отдельных девелоперов. Отсутствие строгого контроля качества на этапе строительства приводит к серьезным дефектам, устранение которых ложится на плечи жильцов или становится предметом судебных разбирательств.

Автор: Варвара Копысева

Новости партнеров