Согласно отчету Федеральной таможенной службы, в марте 2024 года импорт товаров в Россию снизился на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $21,3 млрд.
Фото: unsplash.com / Eilis Garvey
За первый квартал текущего года общий объем импорта уменьшился на 9,9%, достигнув отметки в $62,9 млрд. Снижение импорта в отдельных группах товаров, таких как машины, оборудование и транспорт, составило 19%.
Отмечается, что в марте сокращение импорта продукции химпрома и каучука составило почти 26%, достигнув $4,1 млрд. В то же время импорт товаров из Азии уменьшился на 17%, а из Европы — на 25%. Подчеркивается, что значительная часть российского импорта приходится на Азию, которая занимает две трети рынка.
С другой стороны, экспорт товаров из России в первом квартале 2024 года уменьшился на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив $101,2 млрд. Однако в марте текущего года экспорт вырос на 7,8% до $42,8 млрд.
Эксперты связывают снижение импорта с факторами сложности расчетов и изменения курса рубля. При этом президент России Владимир Путин заявил, что торговля с Китаем защищена от постороннего влияния.
Экспорт из Китая в Россию снижается уже второй месяц подряд. В апреле этого года он упал на 10,2% в юанях и на 13% в долларах по сравнению с апрелем прошлого года. Это означает, что товары из Китая становятся для российского рынка все менее доступными.
Китай является крупнейшим поставщиком товаров для России. В 2023 году на него пришлось около 45% всего импорта в нашу страну. Сокращение поставок из Китая оказывает серьезное влияние на внешнюю торговлю, особенно с азиатскими странами.
Эксперты указывают, что в марте было заметно сокращение поставок машин и оборудования из Китая в Россию. Это также сказалось на общих показателях импорта. В апреле объемы поставок из Китая в Россию продолжали снижаться по сравнению с прошлым годом, но они были немного выше мартовских цифр.
Кроме того, экспорт из Турции в Россию также сократился в первом квартале 2024 года. Объемы уменьшились на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это говорит о том, что не только Китай, но и другие крупные торговые партнеры начинают испытывать проблемы с поставками товаров в Россию.
Сокращение импорта: анализ экспертов
Наблюдаемое снижение импорта машин, оборудования и транспорта связывают с опасениями вторичных санкций, заявляет эксперт Александр Фиранчук. В декабре 2023 года США сообщили о планах введения вторичных санкций на банки и финансовые организации, участвующие в сделках с товарами, подпадающими под ограничения.
Ряд китайских банков в ответ на это начали ограничивать прием платежей от российских клиентов.
Экономисты отмечают, что основная проблема с импортом сейчас кроется в задержках с платежами. Китайские банки осторожно проверяют все операции на предмет санкционированных товаров и компаний.
Из-за риска неполучения оплаты экспортеры становятся не хотят отправлять товары в Россию до полного подтверждения оплаты. Эксперты также отмечают, что российские импортеры все чаще обращаются к странам Центральной Азии для облегчения торговли из-за растущих трений.
Важным фактором, влияющим на сокращение импорта, является ослабление рубля. Курс рубля относительно иностранных валют в марте 2024 года упал почти на 12% по сравнению с предыдущим годом, что сделал импорт из Китая значительно дороже.
Кроме того, стабилизация валютного курса и уменьшение инфляционных ожиданий предприятий приводят к тому, что компании становятся менее склонны к совершению срочных покупок оборудования, опасаясь увеличения стоимости в будущем. В целом, данные показывают перераспределение торговых потоков в пользу партнеров по Евразийскому экономическому союзу под влиянием санкций.
Важные аспекты в решении проблемы об экономических отношениях между Россией и Китаем были выявлены на недавнем совещании представителей бизнес-сообщества в Татарстане.
По данным пресс-релиза Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития от 13 мая, до 90% платежей со стороны России до Китая сталкиваются с проблемами. Предприятия вынуждены использовать услуги российских банков-партнеров или посредников, что сопряжено с высокими комиссиями и строгими требованиями к сделкам.
Генеральный директор компании ATVIRA и эксперт по внешнеэкономической деятельности Екатерина Кизевич подтверждает, что до 80–90% платежей не проходят успешно из-за сложностей с транзитом через Китайские банки. Это привело к удорожанию импорта на 11–15% из-за комиссий и неустойчивости в расчетах.
Однако, существуют оптимальные пути решения данной проблемы, как, например, открытие счетов в филиалах российских или китайских банков в соответствующих странах.
Эксперты подчеркивают необходимость улучшения платежной инфраструктуры для обеспечения устойчивости торговли и инвестиций между Россией и Китаем. С учетом текущей ситуации, рассматривается возможность расчетов через небольшие китайские банки, менее связанные с западными компаниями.
Первостепенная задача — увеличение взаимной торговли до $300 млрд к 2030 году, что обсуждается на самых высоких уровнях при визите президента России в Китай. Совместные усилия правительств двух стран направлены на разработку механизмов, обеспечивающих достижение этой цели, передает РБК.