За последние несколько лет строительная отрасль России претерпела значительные изменения благодаря внедрению цифровых технологий. По данным исследования ВШЭ, в 2021 году строительная сфера занимала предпоследнее место по уровню цифровизации среди всех отраслей. Однако за два года ситуация изменилась: темпы цифровой трансформации девелоперов ускорились, и рынок недвижимости теперь активно внедряет инновации. Об этом в беседе с АБН24 заявила директор по продажам ARTW Елена Ворошилова.
Фото: unsplash.com
Она отметила, что цифровые решения в строительстве затрагивают проектирование, стройконтроль, технологии умного дома и управления. Цифровизация продаж недвижимости охватывает современные маркетинговые технологии, BigData и ИИ для сегментации клиентов, стандартизацию продаж через BPM-системы и личные кабинеты. Переход на электронные договоры ускоряет сделки и минимизирует ошибки.
«В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, около 75% сделок по продаже жилья осуществляется с использованием цифровых инструментов. Регистрация онлайн-сделок проходит в несколько раз быстрее, чем в «бумажном» формате», — заявила эксперт.
Автоматизация процессов ипотечного брокера и выдачи ипотеки
«Особо следует выделить автоматизацию процессов ипотечного брокера и выдачи ипотеки. В текущей ситуации на рынке грамотно подобранная ипотека для конкретного клиента является залогом успеха. Крупные агентства уже имеют своих брокеров, поэтому автоматизация проводится с учетом потребностей как клиентов, так и агентов», — обратила внимание спикер.
По ее словам, технологии также оптимизируют и автоматизируют задачи, традиционно выполняемые специалистами рынка недвижимости. Практика показала, что с помощью BPMS-систем можно сократить время на обработку сделки на 50-70%, уменьшить количество обращений в поддержку на 30%, а инциденты, связанные с человеческим фактором, снизить с 10% до 1%.
Виртуальные туры и инструменты ИИ
Дополнительными инструментами продаж для застройщиков становятся виртуальные туры и 3D моделирование. Эти технологии позволяют потенциальным покупателям «посетить» свое будущее жилье онлайн.
«Цифровые сервисы активно внедряют и агентства недвижимости, облегчая выполнение рутинных задач специалистами. Например, искусственный интеллект может собирать данные и составлять анкеты клиентов. Умные чат-боты быстро отвечают на сообщения, управляют клиентами по воронке продаж, перенаправляют их в соответствующие каналы и многое другое», — рассказала Ворошилова.
Специалист уточнила, что нейросети ускоряют процесс поиска подходящих объектов для клиента, обрабатывая большие объемы данных и учитывая параметры, такие как тип жилья, район, цена и другие. Однако вести переговоры с клиентами, закрывать возражения, оценивать риски отказа в выдаче средств банком, готовить документы и искать выгодные предложения пока все же будут риелторы. Цифровые технологии, по ее мнению, не смогут полностью заменить живого специалиста. Перспективы перехода к «электронному агенту» пока нет.
«В целом интерес к ИИ в сфере недвижимости растет, хотя и медленно. По данным Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ, лишь 3% строительных компаний используют ИИ-технологии. Основная проблема — недостаток данных для обучения моделей. ИИ чаще используется там, где данные стандартизированы: прогнозирование работ, анализ цен на стройматериалы, экономия ресурсов и анализ рынка недвижимости», — сообщила она.
Эксперт заключила, что российский рынок недвижимости пока не готов полностью перейти в цифровой режим. Причина — недостаток пользовательского опыта онлайн-покупок жилья и менталитет покупателей, особенно старшего поколения, которое предпочитает личное посещение офиса и осмотр объекта. Несмотря на это, уже сейчас люди начинают покупать квартиры онлайн. Уже новое поколение, выросшее в эпоху интернета, будет воспринимать такие покупки как нечто обыденное.