Намерение ЕС заморозить российские активы можно оценивать исключительно как кражу. При этом сама группа Euroclear окажется под ударом финансовых и репутационных рисков. О последствиях суда между ЦБ РФ и депозитарием АБН24 рассказал доцент Финансового университета при Правительстве РФ Евгений Сумароков.
Фото: freepik.com
Накануне Банк России заявил о подаче иска против бельгийской финансовой группы Euroclear. Европейская комиссия стремится задействовать около 200 млрд евро (около 232 млрд долларов) активов ЦБ РФ, которые заблокированы депозитарием.
По словам эксперта, в заявлении регулятора утверждается, что действия депозитария нанесли ущерб Банку России из-за невозможности управлять средствами и ценными бумагами, принадлежащими Банку России. Сумма нанесенного ущерба не уточняется. Не до конца ясны и последствия судебного иска, поданного в России.
«Euroclear отказался напрямую комментировать иск, однако представитель клиринговой палаты отметил, что Euroclear в настоящее разбирается более чем со 100 судебными исками в России», — добавил Сумароков.
Российский парламент заявлял, что любой арест российских активов ЕС должен сопровождаться судебным преследованием Бельгии и компании Euroclear. Москва также может взять под контроль активы инвесторов из недружественных стран в качестве ответной меры, пояснил спикер.
«По сути, принятая нижней палатой резолюция является предупреждением о том, как Россия отреагирует на план ЕС использовать замороженные активы. Поскольку намерение Евросоюза фактически является незаконным захватом имущества, и, если оно будет реализовано, его будут рассматривать как откровенную кражу», — рассказал доцент Финансового университета.
Любые посягательства на российские активы, добавил он, должны встречать соответствующий правовой ответ, начиная с требований о возмещении ущерба – с требованием ареста активов в качестве меры безопасности – против Euroclear и Бельгии, где хранится основная часть незаконно заблокированных суверенных фондов, в любой юрисдикции.
Страх перед законом

Реализация плана ЕС по использованию российских активов в этом году была отложена из-за опасений Бельгии, которая заявила о необходимости серьезных гарантий законности этой схемы и готовности других стран ЕС разделить связанные с ней риски, напомнил Сумароков. Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер на саммите призвал всех членов ЕС разделить расходы на любые судебные иски, предъявленные Россией, и внести финансовый вклад, если когда-либо потребуется вернуть деньги.
«Очевидно, что попытка конфисковать российские активы подорвет доверие к центральному банку, к евро как валюте, а также к представлению о безопасности собственности и прав собственности в Европе», — добавил спикер.
При этом ранее бельгийские власти разрешили Euroclear разблокировать часть средств, хранящихся на счете в Национальном расчетном депозитарии с целью выплатить компенсации своим клиентам, понесшим убытки в результате решений российских судов и ответных санкций. Как объяснил эксперт, компенсация будет выплачена клиентам Euroclear, использовавших средства на счетах типа «С», относящихся к российским ценным бумагам в зарубежных депозитариях.
На сегодняшний день российские суды урегулировали несколько исков против Euroclear. Общая сумма, которую Euroclear должен выплатить по решениям, составляет 9,1 млрд рублей.
«В центре внимания находятся активы Euroclear в Гонконге и Дубае, где компания осуществляет деятельность за пределами юрисдикции ЕС. Стремясь воспользоваться преимуществами местных судов, действующих в рамках правовых систем, не подпадающих под действие законодательства ЕС, Россия может подать иски в этих юрисдикциях. В случае успеха возможно будет получить судебные распоряжения в Гонконге о блокировке активов Euroclear на сумму, не превышающую сумму исков. Такие приказы не позволят компании перемещать или использовать средства на время судебного разбирательства. Последствием может быть финансовый и репутационный ущерб Euroclear и европейской финансовой системе в целом, а также возмещение заблокированных российских активов», — подчеркнул Сумароков.
Угроза финансовой безопасности в центре Европы

Спикер добавил, что Euroclear является важнейшим компонентом глобальной финансовой инфраструктуры, управляя триллионами долларов активов для правительств, институциональных инвесторов и частных лиц по всему миру. Способность компании проводить транзакции и выполнять свои обязательства перед клиентами может быть нарушена, если активы Euroclear будут заморожены судами Гонконга или Дубая.
«Это нарушение может усилить финансовую нестабильность, спровоцировав ряд судебных исков со стороны западных банков и инвесторов, чьи средства ограничены Euroclear. В случае значительных убытков ЕС может быть обязан рекапитализировать Euroclear, или же бельгийский центральный банк может отозвать ее лицензию, что создаст риск более масштабного финансового кризиса из-за обширных активов Euroclear», — заметил эксперт.
Подобная ситуация, по его словам, может подорвать доверие к глобальной финансовой системе, поскольку создает прецедент для политизации международных расчетных структур и безопасности суверенных резервов. В ответ на растущую геополитическую напряженность власти Гонконга уже предпринимают шаги по снижению зависимости от западной финансовой инфраструктуры путем создания альтернативных расчетных систем.
