Закрыть

Доступная роскошь образованных: сколько будет стоить карьера россиян

Высшее образование в России принято считать доступным. Однако цены на обучение с каждым годом растут, а бюджетных мест не становится значительно больше. Редакция АБН24 постаралась разобраться в том, как финансовые барьеры влияют на доступность образования и его качество.

1

Фото: unsplash.com

Россия остается одной из самых образованных стран мира. Согласно данным Росстата, сейчас около 35% работающего населения имеют диплом высшего учебного заведения. Хотя еще 20 лет назад их доля была значительно меньше – в начале 2000-х годов только 25% россиян получали высшее образование.

Наибольшее количество людей с дипломом о высшем образовании наблюдается среди молодежи: примерно 41% в возрастной категории 25-34 года. Для сравнения, среди граждан в возрасте от 55 до 64 лет этот показатель составляет всего 28%.

Распределение дипломированных специалистов по регионам страны тоже оказалось неравномерным. Больше всего работников с высшим образованием наблюдается в Москве (52%), Северной Осетии (51%), Ингушетии (45%), Ямало-Ненецком автономном округе (45%) и Санкт-Петербурге (44%). Меньше всего выпускников вузов было зафиксировано в Забайкальском крае (24%), а также в Новгородской

Массовость – не значит доступность 

Фото: stock.adobe

Несмотря на значительное увеличение доли дипломированного населения, равенство образовательных возможностей вызывает у россиян вопросы. По результатам мониторинга ВЦИОМ, снижение доступности обучения по сравнению с советским периодом отметил каждый второй опрошенный (52%). Хотя стоит уточнить, что текущие оценки населения можно считать даже оптимистичными – три года назад подобный ответ давали 59%, а пять лет назад так отвечали 63% россиян.

С какой-то стороны ситуация действительно изменилась в лучшую сторону. Например, раньше преградой для поступления в вуз и получения высшего образования был территориальный фактор. Как заметила заведующая кафедрой инновационных и цифровых технологий факультета интернет-профессий Университета «Синергия» Регина Яфизова, с введением ЕГЭ возможность пройти конкурсный отбор получили все школьники. Следующим шагом для обеспечения доступности высшего образования стало то, что документы можно подавать через сайт или отправлять по почте.

«При этом студенты, подавая заявление, отмечают, нужно ли им место в общежитии. Они приезжают уже к началу учебного года и сразу заселяются. Первый учебный семестр все студенты (бюджетной основы обучения – ред.) получают стипендию, что тоже является своего рода поддержкой, а затем она назначается по результатам экзаменационной сессии», – добавила эксперт.

Тем не менее, рост неравенства в доступе к высшему образованию заметили и российские исследователи. Согласно результатам ряда исследований Высшей школы экономики, диплом об окончании вуза становится привилегией более обеспеченных слоев общества. В настоящее время, по оценкам специалистов, доступ к качественному высшему образованию имеют только около 65% молодежи. При этом, по прогнозам, этот показатель может продолжить снижаться – такими темпами уже в течение трех-пяти лет он окажется на уровне 55%.

«Социальное неравенство в большинстве случаев трактуют как различие в материальном достатке. Применительно к образованию основным барьером доступа является финансовый, связанный с высокими затратами на обучение и нехваткой бюджетных мест», – пояснила доцент кафедры управления, маркетинга и продаж Российского государственного социального университета Алиса Храмова.

Бюджета не хватит

конференция аудитория зал учеба университет
Фото: unsplash.com

Проблема заключается в том, что, с одной стороны, российская образовательная политика ориентирована на увеличение доли бюджетных мест, но потребности населения существенно превышают реальные возможности для получения высшего образования бесплатно. Как заметила Алиса Храмова, эта разница всегда была и всегда будет.

«Остается актуальным вопрос определения количества бюджетных мест – отмечу, что это число вузы не придумывают сами, цифры определяются Минобрнауки, исходя из потребностей экономики, а также целей и задач национальных проектов, реализуемых в настоящее время», – уточнила Регина Яфизова.

В 2024 году российские вузы по решению ведомства получили почти 592 тыс. бюджетных мест. В 2025 году государство расширит квоту – обучаться бесплатно будут 619 тыс. студентов. При этом конкурсный отбор на бюджет становится все сложнее пройти – растет количество претендентов на одно место. Например, в 2007 году в стране родилось на 130 тыс. детей больше, чем в 2006. То есть уже этим летом в вузы пойдут поступать представители поколения, появившегося во времена бэби-бума. Конечно, не все из них станут абитуриентами, но конкурс на поступление точно окажется выше.

Вместе с этим в России происходит стремительное изменение запросов государства и общества на профессии, востребованные в системе высшего образования. Как отметил политолог, руководитель оперативного штаба Независимого профсоюза «Новый Труд» Алексей Неживой, это особенно заметно в условиях текущей геополитической конфронтации. Одним из показателей этого стало распределение бюджета по специальностям.

«В 2024 году было выделено почти 600 тыс. бюджетных мест, и это не просто свободные места, а распределенные целенаправленно. Из них около 78 тысяч предназначены для подготовки будущих учителей, 22 тыс. – для обучения технических специалистов, 30 тыс. мест – на подготовку специалистов сельского хозяйства и 48 тыс. – IT-специалистов», – отметил Алексей Неживой.

Доля бюджетных квот на инженерно-технические направления в стране, хоть и с меньшим количеством мест для гуманитарных, растет уже не первый год – в 2025 году, например, на них придется почти 250 тыс. мест. Даже больше, чем было в прошлом наборе.

Откуда берутся цены

Фото: unsplash.com

Если говорить о ценах на обучение, то ситуация почти аналогичная. Стоимость определяется на основе нормативов Минобрнауки касательно финансирования различных специальностей. Ниже государственной планки высшие учебные заведения не имеют права устанавливать цены ниже установленной государством планки. Однако просить больше законом не запрещается.

При формировании ценовой политики вузы прежде всего учитывают уровень инфляции. Влияют также другие факторы, например, издержки на заработную плату сотрудникам и затраты на коммунальные услуги. Таким образом, в период с 2023 по 2024 год средний рост цен на обучение в российских вузах составил от 12% до 25%.

«Вузы заинтересованы в привлечении абитуриентов на контрактные места, чтобы обеспечить планы набора на специальности. Образовательные организации активно проводят дни открытых дверей, размещают в СМИ и других источниках информацию о дате, времени и месте проведения таких мероприятий», – отметила Алиса Храмова.

Цены на большинство технических специальностей традиционно невысокие в отличие от гуманитарных. По словам эксперта, это свойство именно российской системы образования. В большинстве западных стран подготовка технического специалиста, напротив, стоит намного дороже.

«В ведущих отечественных вузах стоимость обучения на технических специальностях на платной основе – в пределах 200–300 тыс. рублей. В региональных вузах – от 100 тыс. рублей. Что касается экономических специальностей и некоторых «вычурных», как политтехнологии или политология, то стоимость обучения по ним может достигать 700 тыс. рублей в год в ведущих вузах, таких как МГУ или Высшая школа экономики. У социологических направлений тоже высокая стоимость», – добавил Неживой.

Запросы самих абитуриентов от государственных иногда отличаются, но количество бюджетных мест и стоимость обучения при поступлении оказываются решающими факторами. Среди гуманитарных направлений особенно востребованы программы по экономике и управлению, но они оказываются доступны далеко не для всех. Студентам приходится делать ставку на менее рискованные варианты, позволяющие получить диплом вуза, или выбирать для поступления колледжи и техникумы.

Качество и карьерные перспективы

работа офис молодежь безделье стресс
Фото: freepik.com

Для многих работодателей действительно важно наличие высшего образования. По словам Алисы Храмовой, этот критерий является конкурентным преимуществом соискателя и влияет на размер его заработной платы. При этом на практике показатели трудоустройства у выпускников федеральных и опорных университетов не выше, чем у тех, кто получил диплом вуза без особого статуса.

«Неверно считать, что хорошее образование есть только в больших городах. Каждый вуз регулярно проходит проверки и аккредитацию, и если он не выполняет требования по качеству образования, составу преподавателей и площадям, то специальность или даже вуз просто закрывают», – отметила Регина Яфизова.

Ценность диплома в первую очередь зависит от полученной специальности и предложения на рынке труда. Однако не менее важными для будущей карьеры оказываются личные навыки выпускника – знания, которые он получил во время обучения и умение применять их на практике. Причем трудовой опыт воспринимается работодателями как более ценный аспект по сравнению с просто хорошими академическими успехами.

«Самое важное во всей этой истории – это человек! Насколько школьник готов заниматься и осваивать профессию? Может быть, он не учит, не занимается, не проявляет себя на семинарах, экзамены сдает с третьего раза, а амбиции у него завышены. Тогда, конечно, будут виноваты все вокруг, но не он сам», – заключила эксперт.

Автор: Валерия Яковлева

Новости партнеров