Сладости в России становятся роскошью. Шоколад и конфеты уже выросли в цене, и, похоже, останавливаться на этом не собираются. О причинах и возможных последствиях АБН24 рассказал специалист по аграрным рынкам Александр Лебедев.

Фото: pxhere.com
В феврале россияне столкнулись с подорожанием кондитерских изделий. За первые две недели месяца цена на плиточный шоколад выросла сразу на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным мониторинга компании «Чек Индекс», теперь десерт в среднем обходится в 336 рублей. Шоколадные конфеты также подорожали, но немного меньше – на 11%. Средний чек за коробку составляет теперь 630 рублей.
По словам эксперта, подорожание для участников рынка не стало неожиданностью – предпосылки для пересмотра ценовой политики назрели давно. Лебедев отметил, что производителям приходится увеличивать стоимость товара из-за растущих издержек.
«В первую очередь это связано с подорожанием сырья – растут цены на какао у поставщиков. Это не только российская проблема, а мировая, можно сказать. Темпы сбора какао начали снижаться еще в 2023 году, в прошлом году урожай тоже оказался не очень удачным. Причин может быть много: погодные условия подвели, вмешались патогены, или все вместе», – уточнил Александр Лебедев.

Специалист добавил, что на какао приходится не менее половины себестоимости шоколада. Другие составляющие производства, например, логистика и упаковка, также дорожают. Лебедев отметил, что вслед за шоколадом будут расти в цене и другие кондитерские изделия с какао в составе.
При этом, по словам эксперта, повышать стоимость продукции производителям не так просто – преградой могут стать розничные сети и снижение спроса. Из-за этого сырьевые проблемы не сразу отразились на ценах. Однако сейчас подобные меры неизбежны.
«Какое-то время производители могли закрывать глаза на увеличение издержек и мириться с убытками, рассчитывая, что это краткосрочные проблемы. Были запасы, купленные до удорожания. Но теперь вариантов отсрочки не осталось. Повышение цен – вынужденный шаг, чтобы не уйти в минус», – пояснил эксперт.
Лебедев допустил, что продавцы будут стараться скрывать подорожание продукции от покупателей. Тем более что инструменты для этого есть, и они используются давно. Наиболее распространенный прием – уменьшение размера или веса упаковки при сохранении прежней стоимости. Снижение качества продукции эксперт назвал менее вероятным, но тоже возможным исходом.