Сейчас в России ведется проектирование и строительство сразу нескольких крупнейших мостов — на границе с Северной Кореей и Китаем, а также в Якутске и Сургуте.
![1](https://cdn.abnews.ru/storage/wp-content/uploads/2024/09/photo_2024-09-30-15.08.09.jpeg__1200_16x9.jpg)
Фото: сгенерировано нейросетью
Помнится, еще недавно ходило множество разговоров о строительстве Крымского моста через Керченский пролив. Это событие состоялось в 2018 году. Оно приобрело символическую и идеологическую ценность для России, продемонстрировав техническую мощь и способность страны реализовывать масштабные проекты во время международной изоляции и наложенных санкций. Не говоря уже о том, что геологические условия для строительства такой длинной переправы были не такими уж простыми.
Сейчас в России реализуются несколько крупных проектов, но уже на востоке, причем при довольно сложных препятствиях: санкционное давление стало сильнее и климатические и географические условия там гораздо жестче. Речь идет про «Ленский мост» в Якутске, мост через Обь в районе Сургута, мост через реку Туманная на границе с КНДР и мост в Благовещенске на границе с Китаем.
Каждый из мостов имеет стратегическое значение, не уступающее Крымскому мосту. Это развитие транспортной инфраструктуры и экономики отделенных регионов, улучшение связи между регионами Западной Сибири, укрепление экономических связей с соседними государствами, создание новых рабочих мест… В целом, этот список можно продолжать еще долго. Общее для всех проектов — это сложность их реализации из-за природных условий и необходимости применения современных инженерных решений.
Новый мост через Обь в Сургуте
Буквально на днях АБН24 рассказывало, что в Сургуте строят новый мост через Обь. Его готовность составляет уже больше 65%. Пожалуй, данный проект даст фору всем предыдущим. Протяженность переправы и ее подходов суммарно составит 45 километров. Общая стоимость сооружения уже достигла 70 млрд рублей.
Строительство моста финансируется за счет федерального и регионального бюджета, а также средств, выделенных в рамках национальных и территориальных программ по развитию инфраструктуры. Также проект был включен в государственные планы по модернизации транспортной сети Сибири. В декабре 2024 года правительство России выделило дополнительно 5 млрд рублей для ускорения работ. Ожидается, что все работы будут завершены до конца этого года — так сообщают в пресс-службе проекта «Безопасные качественные дороги». Комментариев непосредственного «строителя» на этот счет на просторах рунета нашим корреспондентом не обнаружено.
Известно, что процессом руководит подрядчик АО «Мостострой-11» — одна из крупнейших российских компаний, занимающихся строительством мостовых объектов. По сути, это акционерное общество, которое активно участвует в крупномасштабных инфраструктурных проектах по всей России. Помимо этого основного подрядчика, в проекте участвуют различные субподрядчики, которые занимаются строительством отдельных участков моста, разработкой проектной документации и другими техническими аспектами. Но ключевая роль в проектировании и реализации — за «Мостострой-11».
Официально сообщается, что новый мост через Обь имеет важное значение для транспортной инфраструктуры региона по причине необходимости разгрузить ранее построенную переправу — Югорский мост — это мост через Обь, именуемый в честь Валентина Солохина. Он испытывает чрезмерную нагрузку, которая в три раза превышает его проектную мощность. Это создает пробки и ухудшает безопасность дорожного движения.
Далее власти обычно говорят про повышение безопасности движения, стимулирование экономического развития, снижение нагрузок на транспортную инфраструктуру, обеспечение альтернативного маршрута через реку на случай непредвиденных ситуаций и прочее. Таким образом, создается впечатление, что в Сургуте строится очередной мост, который просто призван снизить количество пробок на дорогах. Тогда зачем федеральному центру ускорять его строительство после 2022 года? Для этого снова нужно обратиться к географии.
Новый мост через Обь должен стать ключевым звеном в транспортных коридорах, над развитием которых так старательно работают в Москве. В данном случае речь идет про коридоры «Арктика — Азия» и «Северный широтный ход». В свою очередь, они создают эффективные транспортные пути для грузовых перевозок между Арктическим регионом России и Азией, включая Китай и страны Южной Кореи. Он включает в себя использование морских и железнодорожных путей, а также автомобильные трассы. В последнем случае «узким горлышком» транспортировки и стала река Обь.
Строительство моста через Обь в Сургуте поможет улучшить транспортную связь между ключевыми промышленными центрами Сибири и регионами, которые подключаются к этому коридору. Это также повысит эффективность доставки товаров из Арктической зоны, облегчая транспортировку ресурсов и продукции в южные регионы России и за рубеж.
Таким образом, новый мост через Обь не только поспособствует улучшению локальной инфраструктуры Сургута, но и станет важным шагом в реализации амбициозных транспортных проектов, которые смогут укрепить позиции России как ключевого транзитного хаба в Арктическом регионе и Азии. А сам Сургут может стать важным транзитным узлом.
«Ленский мост»
Вспоминая про ситуацию в Арктической зоне, в первую очередь, следует вспомнить про еще один масштабный проект — «Ленский мост». Эта переправа через реку Лена находится в районе Якутска. Строительство началось в октябре 2024 года с установкой первой буронабивной сваи. Мост будет двухполосным с расчетной пропускной способностью 5 300 автомобилей в сутки. Его общая длина составит около 3,5 километров, включая подходы. Общая стоимость проекта составляет около 130 млрд рублей.
Инвестором строительства моста через реку Лена является государственная корпорация «Росатом». Этот проект поддерживается федеральным бюджетом России, а также финансированием в рамках государственной программы по развитию инфраструктуры. Непосредственно в строительстве участвует специализированная строительная компания, которая занимается крупными инфраструктурными объектами в России.
Ленский мост имеет стратегическое значение по нескольким причинам. Самое важное заключается в обеспечении круглогодичного транспортного сообщения между Якутском и поселком Нижний Бестях. Сообщение между западной и восточной частями Якутии существует в течение 5-6 месяцев в году. Все остальное время они отрезаны друг от друга. Конечно, в зимний период работает переправа через реку Лена, но осуществляется она только с помощью парома. В межсезонье возможны проблемы с транспортировкой, особенно для тяжелых грузов. Таким образом, мост обеспечит стабильное движение в любое время года, независимо от погодных условий.
Легкий доступ на материк повысит уровень жизни местных жителей, улучшит условия для бизнеса и откроет новые возможности для отдаленного района. Не говоря уже о том, что мост банально способствует улучшению безопасности для местных жителей, так как увеличит количество доступных маршрутов для экстренных служб и жителей отдаленных районов.
Власти заверяют, что мост обеспечит и экономическое развитие региона. Причина также заключается в улучшении логистики и транспортной связи, тем самым доставка товаров и оказание услуг перевозки станут быстрее. Как результат, это повысит экономическую активность в Якутии и обеспечит более быстрый доступ к внешним рынкам.
На этом фоне нельзя не отметить, в целом, снижение транспортных затрат. Мост обеспечит прямое сообщение с федеральными автодорогами, такими как «Лена», «Колыма» и «Вилюй», чем сократит время и расходы на перевозку товаров и пассажиров.
Сейчас проект предусматривает только автомобильное движение, несмотря на то, что на противоположном берегу реки находится железная дорога. Она не принадлежит РЖД, но, тем не менее, играет важную роль в обеспечении северного завоза. При этом вопрос о строительстве параллельного железнодорожного моста пока не поднимался.
«Мосты дружбы с Азией»
Раз уж зашла речь про Азию, то нельзя не упомянуть про амбициозные планы Москвы по обеспечению тесного, практически, братского сотрудничества с Китаем. Налаживать связи начали еще до 2022 года. Так, мост через реку Амур стал первым соединившим два соседних региона — Благовещенск и Хэйхэ. Открыли его еще в 2019 году. С тех пор государства договорились о строительстве еще нескольких подобных переправ.
Например, с 2020 года ведется строительство моста через реку Амур в районе Нижнеленинского и Тунцзяна. Он сравнительно небольшой — всего 2,2 километра. Однако на него уже возлагают статус важного элемента для транзита грузов, особенно с учётом активного развития нового транспортного коридора через Китай. Эта переправа предназначена только для тяжеловесных автомобилей.
Мост через реку Уссури будет использоваться, в основном, для железнодорожного сообщения и станет важной частью транспортного коридора, который будет соединять Россию (Хабаровск) и Китай (Чаньчунь) на уровне железнодорожных перевозок. Это поможет улучшить экономическое взаимодействие между двумя странами. Его строят с 2021 года.
На стадии планирования и разработки находится проект еще одного моста через реку Амур, который собираются возвести в районе Пограничного и Фуюаня. Этот участок дороги является очередным последствием желания властей по созданию эффективных экономических связей. Само строительство финансируется за счет сочетания государственных и частных инвестиций.
Например, при возведении первого железнодорожного моста через реку Амур основным инвестором выступил Российско-Китайский инвестиционный фонд, созданный Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) совместно с китайскими партнерами. В проектировании и строительстве нового железнодорожного моста между Россией и Китаем, соединяющего Джалинду и Мохэ, участвует группа компаний «Бамтоннельстрой-Мост». Компания начала проектирование и строительство этого моста совместно с Минтрансом России, Минвостокразвитием, руководством Амурской области и ОАО «РЖД».
Кроме того, в сентябре 2024 года зампред правительства Амурской области Павел Пузанов сообщил, что планируется строительство железнодорожного моста между Амурской областью и уездом Мохэ в Китае на частные средства.
«Обрушение железного занавеса»
При этом у России есть еще небольшая общая сухопутная граница с Северной Кореей. С этой страной, как с любой другой «дружественной», также хочется иметь прочное сообщение.
Так, на днях появилась информация о том, что уже в этом году начнется строительство долгожданного автомобильного моста через реку Туманная на границе между Россией и КНДР. Вообще соглашение о строительстве пограничного перехода было подписано между странами в июне 2024 года. А переговоры начались еще раньше — в 2010-х годах.
Мост будет строиться совместными усилиями двух сторон, так что все работы будут синхронизированы. С российской стороной этим займется компания «ТоннельЮжСтрой». Полностью завершить объект планируется к началу лета 2026 года. Так что, если будут соблюдены все сроки, то автомобильное движение между Россией и КНДР могут запустить уже в следующем году. Однако есть риск, что строительство моста потребует согласования с Китаем, поскольку река Туманная является пограничной между тремя странами: Россией, КНДР и Китаем.
Планируется возвести переправу длиной длиной около 800 метров и шириной 10 метров. При этом на российскую сторону будет приходиться всего 300 метров сооружения без учета дополнительных 2,4 километров подъездных путей. Последние должны стать продолжением федеральной трассы «Уссурийск». Таким образом новая переправа ко всему прочему полноценно интегрируется в российскую транспортную систему на Дальнем Востоке.
Мост через реку Туманная станет единственной автомобильной дорогой, соединяющей Россию и Северную Корею, что тоже должно поспособствовать развитию торговли и туризма между странами.