Третий этап реконструкции БАМа потребует не менее 3,7 млрд инвестиций.

Фото: пресс-служба РЖД
Реконструкция Восточного полигона, включающего БАМ и Транссиб, остается одной из самых затратных программ РЖД, но российским экспортерам по-прежнему не хватает мощностей для транспортировки грузов.
Как сообщает «РЖД-Партнер», в феврале 2025 года фактически завершился второй этап модернизации, обеспечивший провозную способность в 180 млн тонн грузов в год к портам и погранпереходам Дальнего Востока. Это значительный рост по сравнению с 144 млн тонн после первого этапа.
За последние годы на БАМе построены новые двухпутные участки, станции, разъезды, объекты электроснабжения и локомотивного хозяйства. В 2024 году на Дальневосточной магистрали работы велись на 160 объектах, что стало рекордным показателем. Однако на некоторых участках второго этапа строительство продолжается. Например, на перегоне Чепсары – Монгохто обустраивается 4,6 км снегоудерживающих барьеров, а на участке Чебангда – Буреинск завершается возведение семи мостов. На станции Комсомольск-Сортировочный строится транзитный парк «Д» с готовностью более 65%, а в Тынде готовится новый транзитный парк «Т».
Несмотря на усилия, инфраструктура не справляется с возросшим спросом, вызванным перестройкой логистики с 2022 года. Многие участки БАМа и Транссиба работают на пределе. В 2025 году начался третий этап модернизации, предусматривающий строительство 2 тыс. км вторых путей и 1,5 тыс. искусственных сооружений, включая новые тоннели и второй мост через Амур. Общий объем инвестиций оценивается в 3,7 трлн рублей.
В 2025 году на проект выделено 116,9 млрд рублей, что меньше, чем 336 млрд в 2024-м и 250 млрд в 2023-м. Снижение финансирования объясняется акцентом на проектные работы. Для сравнения, на Центральный транспортный узел выделено 67,2 млрд, на ВСМ Москва – Петербург – 46 млрд рублей.
Есть вероятность сокращения инвестпрограммы РЖД на ближайшие годы, что может затронуть БАМ и Транссиб. В РЖД подтверждают планы увеличить провозную способность до 210 млн тонн к 2030 году и до 270 млн тонн к 2032 году. Эксперты отмечают риски паузы в реализации третьего этапа из-за нехватки средств и подчеркивают необходимость анализа грузовой базы с учетом нестабильности сырьевых рынков.