Самоучки за рулем: нужно ли отменять обучение в автошколах

В России вновь обсуждают возможность радикально изменить систему подготовки будущих водителей, позволяя сдавать экзамены без обязательных курсов. Стоит ли выдавать права без автошколы, АБН24 рассказал автоэксперт Евгений Ладушкин.

Фото: unsplash.com

В правительстве объясняют, что инициатива связана с низким качеством подготовки в большинстве школ: преподаватели зачастую мало мотивированы, а система обучения формальна и неэффективна. В качестве альтернативы предлагается либо самостоятельная подготовка кандидатов, либо обучение у частных инструкторов.

«Подобные идеи не новы – рассуждения о том, что автошколы не гарантируют должного уровня знаний и навыков, звучат уже не первый год. И действительно, уровень подготовки во многих заведениях оставляет желать лучшего: выпускники порой не знают даже базовую теорию, не говоря уже о практическом вождении. Причина кроется в экономике процесса: в условиях конкуренции школы демпингуют, стремясь привлечь клиентов минимальной ценой за курс. При этом именно практические занятия – самая затратная часть обучения, ведь они включают и оплату инструктора, и расходы на автомобиль, быстро изнашивающийся при учебной езде», — пояснил спикер.

Формально по приказу Минобрнауки курс должен включать не менее 56 астрономических часов практики. Однако при средней стоимости обучения в 30–40 тыс. рублей автошкола просто физически не может позволить себе откатать весь норматив. В итоге на бумаге часы проставлены, а реально студенты получают от силы 5–15 часов практики, после чего их выпускают на экзамен. Таким образом, корень проблемы – в некачественных услугах и искусственном занижении цен.

«Разрешение самостоятельной подготовки, с одной стороны, могло бы избавить кандидатов от формального прохождения неэффективных занятий. С другой – возникает ряд рисков: кто будет фактически учить вождению, будут ли лицензированы частные инструкторы, как контролировать качество обучения? Не исключено, что появятся нелегальные «псевдоучебные машины» с самодельным оборудованием и неподготовленными наставниками. Это неизбежно приведет к росту числа аварийных ситуаций», — добавил Ладушкин.

По мнению эксперта, ключ к повышению качества подготовки водителей – не в отмене автошкол, а в строгом соблюдении существующих правил и контроле их исполнения. Если исключить недобросовестные практики и обеспечить выполнение нормативов, выпускники будут выходить на экзамен действительно подготовленными, а уровень безопасности на дорогах повысится.

Автор: Анна Тарасова

Новости партнеров