Мурманская область. Почти десятилетие продолжалась утилизация самого опасного ядерного объекта в России – плавтехбазы «Лепсе». Работы проходили в Мурманской области при участии большого числа компаний, и стали одной из сложнейших задач в отрасли.
Фото: gov-murman.ru/
С момента вывода построенной в довоенные годы «Лепсе» из эксплуатации прошло 35 лет. Созданное как теплоход, судно в 1961 году стало плавтехбазой для обеспечения работы ледоколов, в том числе легендарного «Ленина». Однако в конце своего срока на нем произошло авария: во время шторма в Карском море в ядерный реактор попала морская вода, радиоактивная вода выплеснулась в помещение хранилища, и потом его не удалось полностью дезактивировать. Утилизировать «Лепсе» способом, как для других ядерных объектов, не удалось из-за повреждения опасных элементов. Как отмечают в госкорпорации «Росатом», которая занималась утилизацией, все в процессе шло с пометкой «уникальный».
«Плавтехбаза «Лепсе» заканчивает свой трудовой путь, в следующем году ей было бы 90 лет. Без нее было бы невозможно осваивать Арктику. Но всему приходит конец. 10 лет потребовалось, чтобы завершить уникальную операцию по выводу ее из эксплуатации. В прошлом году вывезли все отработавшее ядерное топливо, сегодня плавтехбаза завершает свой путь тем, что на долгосрочное безопасное хранение устанавливаем блоки упаковки, которые здесь будут находиться несколько десятков лет, пока их нельзя будет переработать», — отметил заместитель генерального директора «Росатома» по машиностроению и индустриальным решениям Андрей Никипелов.
«Лепсе» стала самым опасным ядерным объектом в России, ее сравнивали с Чернобылем. Из-за высокого риска аварии проект по утилизации стал международным, к нему подключились другие страны, например, Норвегия и Италия. Процесс проходил под эгидой глобального партнерства против распространения оружия и материалов массового уничтожения. Стоимость в силу сложности была внушительная – порядка 60 млн евро. Для того, чтобы не случилась катастрофа, ученым пришлось придумать новые методы работы.
«Одна из основных задач развития атомной энергетики – замыкание жизненного цикла объектов использования такой энергии. Одни из примеров – это площадка в Сайда-Губе, где создан пункт временного хранения реакторных отсеков атомных подлодок и центр долговременного хранения радиоактивных отходов. Удалось решить проблему с обращением с отходами на Северо-Западе», — рассказал заместитель директора Курчатовского института Андрей Королев.
Для того, чтобы вывезти отработавшее ядерное топливо с «Лепсе», базу пришлось резать на куски. Безопасные фрагменты были пригодны для дальнейшего использования, а фрагменты с топливом док-пантоном доставляли в Сайда-Губу, где построили специальное укрытие для дальнейшей разборки. В силу того, что уровень радиации был чрезвычайно высок, жизнями и здоровьем людей не рисковали – процесс был роботизированным. Потом детали плавтехбазы поместили в упаковку, где они будут храниться 70 лет до уменьшения радиационного фона.
«В России объектов, сопоставимых по опасности с «Лепсе», нет. Сейчас на Северо-Западе осталось немного объектов, по которым идет плановая работа. Объем отработавшего ядерного топлива здесь уменьшился в два раза за последнее десятилетие. Все окончательно вывезем до 2028 года. В дальнейшем будем выводить из эксплуатации только списываемые ВМФ объекты. С ядерным наследием в ближайшее время будем покончено», — сообщил Андрей Никипелов.
Стоит уточнить, что отработавшее ядерное топливо, в том числе от подлодок, сохраняется в двух местах Кольского полуострова – Губе Андреевой и Гремихе.
Заместитель председатель комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич отметил, что потомкам не оставят груз ядерного наследия. Сейчас страна идет по пути работы с мирным атомом.
«Нет энергетики — нет развития. В последнее время много и справедливо говорим, обращаясь к атомной отрасли, о технологическом лидерстве, суверенитете. Это фундаментальная основа, которая обеспечит не только экономическую и энергетическую безопасность России, но и позволяет смело говорить о наличии весомых конкретных преимуществ на международной арене, которые обеспечивают развитие страны. Мы рассчитаем, что доля атомной энергетики будет увеличиваться. Надо быть уверены, что весь цикл использования в данном случае будет безопасным. Сегодня мы идем по пути экономики замкнутого цикла», — отметил Юрий Станкевич.
Технологии, которые были разработаны для утилизации «Лепсе», «Росатом» планирует использоваться и в дальнейшем для работы с различными опасными отходами.