Мурманская область. Ручку-тренажер Ypen порой называют просто «ручка-птичка», а сам ее создатель мурманчанин Евгений Пайкачев – социальным проектом. Ведь это изобретение не только помогает сформировать правильный почерк у взрослых и детей, но и решает ряд других проблем.
Фото: АБН Северо-запад
О том, что мало кто умеет правильно держать ручку или карандаш, Евгений задумался после открытия студии по рисованию на графических планшетах. Заметив, что дети неправильно берут стилусы, северянин стал думать, как же их переучить, перепробовав множество идей. Но решить проблему помог случай. Во время прогулки по лесу с сыном Макаром Евгений случайно поднял искривленную палочку в виде рогатки, которая неожиданно хорошо легла в руку, а пальцы сформировали вокруг нее правильный захват. Доработав эту идею, изобретатель и получил ручку в виде птички.
Главное отличие Ypen от других эргономических ручек и насадок в том, что ни одна из них не формирует дополнительную точку опоры для перераспределения нагрузки, в пальцах возникает боль и так как рука через какое-то время неизбежно возвращается в неправильное положение, пальцы перестают обхватывать предмет идеальным кругом. «Птичку» же очень трудно взять неправильно, так как она буквально не дает мышцам такую возможность.
«Сначала держать ее неудобно, но спустя примерно 3-4 дня использования рука привыкает. Писать Ypen постоянно не нужно, она нужна для того, чтобы сформировать правильную привычку, причем пользоваться ей могут как дети, так и взрослые», — рассказывает Евгений Пайкачев.
Социальным проектом свое изобретение он считает потому, что плохой почерк и неумение держать ручку, карандаш или кисть в руке грозят многими проблемами: искривлению позвоночника и сколиозу, близорукости, все это сказывается на психологическом здоровье ребенка. Помимо мозолей на пальцах появляется и нежелание учиться и, как следствие, плохие оценки в дневнике.
«Тот момент, что им неудобно писать, они стараются компенсировать давлением на пишущую руку, наваливаются плечом, из-за чего появляется искривление позвоночника, портится зрение. Уже к третьему классу ребенку могут понадобиться очки и начинает болеть спина из-за сколиоза. Навык овладения техникой письма по трудозатратам достигает до 70% при условии крайней усидчивости, на ребенка взваливается постоянная боль, которую он не может терпеть, переключает внимание на боль, как уйти от нее».
Ведь если что-то болит или мешаешь, начинаешь об этом думать. Так и выходит, что не создаются условия для развития ребенка, его стопорят самые простые физиологические явления. Что еще опасно: ребенок начинает не любить писать, а родители, видя его неуспехи, давят на него психологически. Благодаря моей ручке возникает ощущение, что письмо становится легче», — отмечает Евгений Пайкачев.
То, что ручка-«птичка» — социальный проект, подтверждено документально сертификатом «Инновационные продукты для образования и здоровья детей» от Ассоциации детских товаров. Инновационный тренажер также занял второе место в номинации «Лучшая канцелярия, хобби и творчество» престижной национальной премии «Золотой медвежонок».
Первые Ypen были разной формы, пока изобретатель не нашел идеальный вариант. Сначала ручки он создавал на 3D-принтере, и за сутки можно было изготовить не более шести штук. Процесс пошел скорее, когда удалось приобрести более мощную технику, которая позволила тратить на одно изделие всего 20 секунд и выйти на промышленный уровень.
«Во время пандемии новой коронавирусной инфекции мы работали с Wildberries, и эта площадка позволяла выйти на 14 стран мира, в том числе и США. Мы воспользовались этой возможностью, чтобы протестировать интересные нам зарубежные рынки без таможенных пошлин и других сложностей. С изменением внешнеполитической ситуации работать с другими странами стало сложнее, сейчас у нас идет взаимодействие только с Турцией через Amazon, в планах – работа с дружественными странами, например, Республикой Беларусь, Казахстаном, Узбекистаном. Очень важный для нас был шаг – начать работать с Amazon, где, пройдя проверку, что ты поставляешь уникальный товар, получаешь возможность выйти на 140 стран. Мы эту проверку прошли, доказав, что не просто торгуем ручками, а сформировали новое направление на рынке», — поясняет Евгений Пайкачев.
С внешней торговлей предпринимателю помог Центр поддержки экспорта Мурманской области. В первую очередь он показывает заполярным предпринимателям, как выходить на рынок ЕАЭС (Евразийского экономического союза), стран Азии и Ближнего Востока. Несмотря на определенные сложности, продолжается сотрудничество и с некоторыми европейскими покупателями, но в данном случае речь больше идет о компаниях, которые ранее уже работали с Европой, имеют еврономер и все необходимые лицензии, новичкам освоить этот рынок сейчас трудно.
«Мы помогаем с размещением на международных электронных торговых площадках, сертификацией, организацией выставок, например, в Китае, Бразилии, других странах, куда готовы экспортировать производители рыбной и пищевой продукции. Есть услуга по поиску иностранного покупателя, обучение – семинары, вебинары, мастер-классы и т. д.», — рассказала «АБН-Северо-Запад» генеральный директор Центра поддержки экспорта Мурманской области Анастасия Тютина.
На какой именно рынок заявиться с продукцией, зависит от вида товара и услуги. Специалисты Центра в первую очередь анализируют, с чем придется работать, проверяют страны на барьеры, а саму компания – на готовность к внешней торговле.
«Компания должна находиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Мурманской области, быть готова экспортировать – это значит, что уже освоен внутренний рынок, и мощностей хватает для выхода на новый уровень, в частности, есть специалисты для внешнеэкономической деятельности. Также у предпринимателей должно быть желание вкладываться в поездки на выставки и бизнес-миссии, в сертификацию. Важное требование – отсутствие задолженностей перед государством, потому что мы работаем по субсидии», — добавила Анастасия Тютина.
По итогам V ежегодной конференции «СберВед. Сила возможностей» проект Евгения Пайкачева занял второе место в номинации «Экспортер года E-Commerce».
После разработки Ypen изобретатель не забросил тему здоровья детей и создал гравитационный биомеханический стол/стул и специальную сидушку для любого стула, которые помогают восстановить почти атрофировавшиеся из-за обезвоженности и сидячего образа жизни глубинные мышцы у большинства людей и даже детей, привести в порядок опорно-двигательного аппарат, который тренируется только бессознательным образом. Сейчас на разработку получен патент, и скоро она поступит в продажу. При стоимости порядка 10 тысяч рублей комплект можно использовать годами, так как он «растет» вместе с ребенком. Также создан патент на способ специальной гимнастики с использованием стола на все группы глубинных постуральных мышц.
В начале пути, когда Евгений только изобрел ручку, хорошим подспорьем в развитии бизнеса стало получение инновационного ваучера, на который он смог оформить патент, купить станки и 3D-принтеры.
Получить инновационный ваучер можно через Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор (МРИБИ) на конкурсной основе. С 2023 года произошли изменения: если ранее в год проходило по два рассмотрения заявок, выбирали четырех победителей, которые получали по 250 тысяч рублей, то теперь конкурс проходит один раз в год, и два победителя получают по полмиллиона.
В бизнес-инкубаторе отмечают, что число заявителей на такую меру поддержку растет.
«Принять участие в конкурсе могут все желающие, у которых есть работы в области технологического предпринимательства, реновация. Так как ваучер предоставляется министерством развития Арктики и экономики Мурманской области, то важно, чтобы это была не только научная разработка, но идея, применимая в бизнесе. Победитель должен зарегистрировать себя как субъект среднего малого предпринимательства, ваучер можно потратить на определенные услуги, например, на рекламу, маркетинг, научно-исследовательские и опытные работы, оформление патента», — рассказал ведущий менеджер по инновациям МРИБИ Андрей Назаров.
По его словам, пакет документов для участия в конкурсе минимальный и подать его просто, главная трудность для участников – найти эксперта, который бы оценил разработку, увидел целевую аудиторию и потенциал на рынке. Понимая это, сотрудники бизнес-инкубатора помогают предпринимателям найти такого специалиста.
Пример Евгения Пайкачева показателен для всех предпринимателей-изобретателей: если есть хорошая идея, то будут и средства для ее реализации и поддержка со стороны разных структур.