Мурманская область. В День Арктики, 28 февраля, на федеральном уровне прошло IV заседание рабочей группы при комиссии Государственного Совета РФ. Рабочая группа по вопросам развития Арктической зоны РФ функционирует год, первое заседание прошло в Мурманске, как итог – выдвижение инициативы по созданию опорных городов в Арктической зоне РФ, поддержанное президентом. В этот раз участники обсуждали транспортно-логистическое и социально-экономическое развитие.
Фото: «Росатом»
Как отметил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, за последние три года существования государственной стратегии по развитию Арктики мир сильно изменился, поэтому в действующие программы и документы надо вносить корректировки и новые предложения.
«Мы будем готовить инициативы для еще более эффективного развития экономики, социальной сферы, национальной безопасности с упором на технологическое, социальное развитие, создание в Арктике условий для жизни и работы, которые бы впервые в истории дали людям возможность реализовывать эпохальные проекты и при этом комфортно жить. Исторически наши Север и Дальний Восток, чего греха таить, развивались жертвенно, благодаря подвигу. Безусловно, место подвигу есть всегда, и наши труженики его ежедневно совершают. Но наша задача — создать такие комфортные условия для жизни, которые позволят реализовать проект Северного морского пути, все инвестиционные проекты, которые есть вдоль его трассы, при этом с применением современных технологий», — отметил Алексей Чекунков.
К участию в заседании рабочей группы активно привлекают участников крупного бизнеса и ученых, чтобы они участвовали в обсуждении проектов и инициатив. Например, в вопросе с содержанием мышьяка — одной из самых острых и болезненных тем для рыбаков, в том числе Северного рыбопромыслового бассейна.
Требования российского законодательства сейчас строго регламентируют содержание мышьяка в рыбе, и компаниям годами было легче поставлять продукцию на иностранный рынок, чем на отечественный. Несмотря на мнение представителей отрасли и властей, изменить требования не удается, в том числе из-за позиции Роспотребнадзора.
«Один из предметных вопросов на заседании рабочей группы – дать нашим рыбакам возможность продавать больший объем рыбы и краба на внутренний рынок. Для этого надо урегулировать определенные санитарные правила. Этой дискуссии не первый год, вопрос стоит остров и критично, на рабочей группе договорились, что вместе с нашими экспертами, ведомствами – Росрыболовством и Роспотребнадзором — постараемся найти разумный компромисс, чтобы снять бюрократические барьеры и ограничения, безусловно обеспечивая защиту здоровья людей», — пояснил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Для Кольского Заполярья тему рыбной отрасли глава региона считает одной из важнейших наряду с созданием мастер-планов для агломераций, получивших статус опорных для АЗРФ, а также реновацией ЗАТО, развитием «Арктической ипотеки» и улучшением логистики Севморпути и Мурманского транспортного узла. Сейчас пропускная мощность этой артерии ниже, чем требует выросший из-за геополитической обстановки и перехода СМП на круглогодичный режим работы грузопоток.
«Связующим проектом по развитию Арктики является развитие Севморпути. Инвестиции уже сделаны. Общая стоимость товаров, которые должны быть вывезены до 2035 года, превышает 100 трлн рублей. Для нас это вызов и возможности. Если все получится, то это будет экспорт уровня 100 млрд долларов в год. Жить в Арктике сложно, но мы сейчас работаем над тем, чтобы эту тенденцию преломить», — уточнили Алексей Чекунков.
Острой остается проблема кадров для проектов Арктической зоны РФ – дефицит наблюдается во всех сферах от обслуживания ледокольного флота до разработки месторождений. Чтобы преломить ситуацию, в Мурманске создали объединенный Мурманский арктический университет на базе технического и арктического университетов. По итогам заседания наблюдательного совета создана заявка для вхождения в программу «Приоритет.2030» и план по созданию инжинирингового центра на базе вуза.
Как отмечают в правительстве Мурманской области, вопрос с кадрами должен решаться не только за счет усиления образования, но и перезагрузки жилищного строительства – по вводу строящегося жилья регион является абсолютным аутсайдером в стране. Поэтому сейчас прорабатывается вопрос строительства многоквартирных арендных домов по программе корпоративной аренды, а с компанией «Самолет Страна» подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве в сфере строительства, в том числе по реализации девелоперского проекта в Коле (строительство жилого квартала).