Объекты нестационарной торговли в Мурманске должны будут быть в едином стиле

Мурманская область. С 2026 года в Мурманске планируют предъявлять к объектам нестационарной торговли новые требования, касающиеся их внешнего вида. Речь идет о регулировании облика, начиная от выбора цветовых решений до размещения отдельных элементов.

Фото правительства Мурманской области

Под объектом нестационарной торговли в данном случает понимается временное сооружение или конструкция, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В частности, планируется запретить размещение за пределами тех же фудтраков оборудование для приготовления пищевой продукции, холодильников, выносных лотков, ящиков и т.д., а также размещать выставочные образцы товаров; крепить на наружных фасадах полки, оборудование и иные конструкции, а также возводить навесы и пристройки, не предусмотренные конструкцией.

Также жесткие требования будут предъявлять к дизайну нестационарных объектов.

«При отделке фасадов использовать дерево (обработанное прозрачной или цветной пропиткой в натуральных оттенках), металлические и алюминиевые композитные панели в оттенках темно-серого, черного. Также возможно применение фиброцементных плит и штукатурки для отделки стен, плоского металлического сайдинга с покрытием под дерево в натуральных оттенках. Допускается включение композитных панелей в ненасыщенных оттенках охры (светло-желтый, коричнево-желтый, красно-коричневый, красно-оранжевый). Запрещается использовать насыщенные цвета и глянцевые материалы в отделке, металлический и пластиковый сайдинг (за исключением металлического с покрытием под дерево), профлист и сотовый поликарбонат. Переплеты остекления, рольставни должны быть темно-серыми, черными или темно-коричневыми», — говорится в проекте изменений, подготовленном для рассмотрения в Совете депутатов Мурманска.

У предпринимателей будет два пути создания проекта своей торговой точки: сделать ее в рамках типового проекта, утвержденного администрацией города, или создать свой эскиз, но обязательно согласовать в комитете территориального развития и строительства при мэрии.

Помимо этого, прописываются требования к информационной табличке об объекте, например, какие данные на ней будут указаны и внешний вид (в виде пленочной аппликации на прозрачной части двери, несветовой конструкции или световой конструкции с внутренним подсветом на двери или фасаде). На крышах информационные конструкции размещать запретят, как и использовать баннеры, подсветку в виде светодиодных лент, окантовочных световых элементов, лампочек.

Строгие правила коснутся не только облика снаружи, но и внутри. Например, внутри витрин и/или оконных проемов допускается размещение ассортимента продукции общим объемом не более 30 % от проема.

Впрочем, будет и исключение из правил: они не коснуться объектов, которые участвуют в ярмарках, выставках, выездной торговле, а требования к максимально допустимой высоте торговых павильонов (3,5 м) не распространяются на торговые павильоны, установленные до 1 марта 2015 года.

Для утверждения новых требований, которые вступят в силу с 1 марта 2026 года, горсовет должен принять изменения в приложение к своему же решению от 27.10.2017 № 40-712 «О правилах благоустройства территории муниципального образования город Мурманск <…>» (в редакции от 29.11.2024).

Данное регулирование вызвало неоднозначную реакцию у предпринимательского сообщества – с единообразием нестационарных объектов согласны далеко не все.

Так, Татьяна Батаева, основатель проекта «Блинный домик «Аромат Севера», сообщила, что не сразу смогла получить разрешение на долгосрочную работу на территории морского вокзала — с требованиями к внешнему виду от комитета по экономическому развитию и туризму она столкнулась до внесения изменений к ним.

«Я получила уведомительное письмо, что внешний вид объекта должен соответствовать правилам благоустройства. Например, что не должно быть ярких красок. Но эти правила были изданы давно, в документе даже не указано про мобильные объекты, потому что тогда и в помине их не было, это требования к палаткам и павильонам. На дворе 2025 год, мы должны говорить о нашей уникальности. Зачем нас всех равнять под одну гребенку? Гостям нравится яркий внешний вид. Мы живем на Севере, где восемь месяцев серо-белые тона. Почему и наши объекты должны быть мрачными, почему нельзя ставить светящуюся конструкцию, якобы это реклама?» — рассказала Татьяна Батаева.

В администрации Мурманска объяснили, что выдвигаемые требования к внешнему виду объектов торговли поменялись в 2024 году для того, чтобы привести в надлежащий вид историческую часть города.

«Но задача не в том, чтобы сделать всех одинаковыми. Работает комиссия, которая оценивает соответствие определенным требованиям», — уточнили в администрации.

После такого обращения губернатор Мурманской области Андрей Чибис отметил, что требования к внешнему виду не должны мешать работать малому бизнесу, так как регион заинтересован в его развитии.

«Мы должны бороться за клиента, и серые тона здесь точно не нужны», — пояснил глава региона, поручив с весны 2027 года ввести мораторий на проверки комиссии, также создать рабочую группу для корректировки ситуации.

В октябре комитет по экономическому развитию и туризму при городской администрации провел публичные консультации по нововедению, и замечаний и предложений в адрес разработчика проекта не поступило. Он получил положительную оценку регулирующего воздействия, что означает дальнейшее рассмотрение в Совете депутатов.

Автор: Кристина Круглова

Новости партнеров