Мурманская область. Ленинский районный суд Мурманска вынес решение по делу о квартире, проданной под влиянием мошенников. Что бывает нечасто в таких сложных делах, которые сейчас называют «схемой Долиной», стороны смогли прийти к мировому соглашению.
Фото: freepik © freepik.com
В 2024 году Лариса Анашкина из Заозерска (на тот момент ей было 28 лет) решила купить квартиру в Мурманске. Изучив рынок недвижимости, она остановилась на двухкомнатной квартире площадью в 44 кв. метра в Ленинском округе. Продавала ее сотрудница одного из медучреждений Мурманска Марина Логинова.
Покупательнице она и ее муж сообщили, что хотят переехать с Крайнего Севера. Но уже когда была заключена сделка купли-продажи, супруги отказались покидать квартиру. Марина объяснила это тем, что продала недвижимость под влиянием мошенников, которые убеждали ее, что жилье в опасности, его могут забрать себе злоумышленники, и надо срочно провести «фиктивную» сделку, положить деньги на «безопасный счет». А затем, когда мошенников поймают, якобы каждый получит свое: Марина – квартиру, Лариса – деньги. Но на деле так не вышло. После в суде продавец подтверждала, что понимала, что обманывает покупателя.
В последнее время всем троим приходится жить вместе. Сначала девушка жила у сестры, но затем решила, что раз ипотеку за квартиру платит она (при стоимости 3,4 млн рублей ежемесячный платеж составляет 43 661 рубль) и по всем документам объект ее, то почему она должна искать другой вариант?
Стоит отметить, что для Ларисы это единственный вариант, где жить: ее родители живут в соцнайме, первоначальный взнос она собирала без чьей-либо помощи, ипотеку выплачивает сама. У Марины и ее мужа есть доли в двух квартирах в Балашихе.
Сразу после продажи квартиры было возбуждено уголовное дело по статье о мошенничестве в крупном размере, также стороны подали встречные иски: Лариса – о принудительном выселении, признании утратившими право пользования жилым помещением, взыскании судебных расходов, Марина – о признании сделки купли-продажи недействительной (применении последствий недействительности сделки, совершенной гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими). Судебный процесс длился почти год. Как говорит девушка, до того, как история стала широко известна благодаря СМИ и блогерам, Марина отказывалась идти на какой-либо компромисс, но после стороны все же договорились о мировом соглашении, которое 8 декабря утвердил Ленинский районный суд Мурманска.
«По его условиям, которого продавец в срок до 20 ноября 2027 года выплатит покупателю денежную компенсацию в размере стоимости жилого помещения – квартиры, с последующим прекращением права собственности покупателя на жилое помещение и передачей квартиры в собственность продавца», — рассказали в суде.
Общий объем компенсации — 5 226 632,46 рубля, из которых 3,4 млн рублей — стоимость квартиры, 1 529 472,46 рубля — проценты по ипотеке, 93 тыс. рублей — услуги риелтора, 7 тыс. рублей — юридические услуги по сделке, 12 тыс. рублей — услуги сервиса «Безопасные расчеты», 13 054 рубля — услуга «Домклик +», 172 106 рублей — правовые услуги.
Пока компенсация не будет выплачена, Марина и ее супруг (а также их совершеннолетний сын) могут жить в квартире, также суд обязал их оплачивать коммунальные счета. Как только вся сумма будет на счету Ларисы, она должна погасить ипотеку и переоформить недвижимость снова на Марину.
«Мы с Ларисой по-человечески договорились, она вошла в мое положение. Обязуюсь ей вернуть деньги, потому что в том, что меня обманули, виновата только я. За два года мне нужно найти 5 млн рублей. Я буду стараться выплатить всё гораздо быстрее, чтобы меньше был процент по ипотеке», — рассказала в суде Марина.
Лариса считает, что судебный процесс завершился наилучшим способом: в любом случае, она получит или деньги, или квартиру.
«Я пошла на уступки по срокам выплаты денег: они попросили два года. Правда, я надеюсь, что они смогут рассчитаться быстрее, ведь у них в собственности две квартиры в Подмосковье, продать которые не составит труда. И компенсация судебных расходов — получилось чуть меньше половины. Я буду намного эффективнее, если перестану судиться и буду помогать участникам сообщества обманутых покупателей. Моя история — не только про меня, это про то, что происходит сейчас в стране. Даже если мне выплатят деньги, я не смогу купить другую квартиру с уверенностью, что вновь не попаду в аналогичную ситуацию. Я смогу выдохнуть, когда появится безопасный алгоритм покупки, когда будет наведен порядок с решением Верховного суда», — говорит Лариса.
Ее представитель в суде, Валерий Семенцов из «Первого правового бюро», отмечает, что мировые соглашения в схемах, когда квартира продана под влиянием мошенников, часто становятся наилучшим вариантом, так как перспективны с точки защиты права покупателя. Если бы суд просто постановил, что продавец должен выплатить деньги за покупку, то был бы риск, что та сторона объявила бы себя банкротом или бы выплата растянулась на длительный срок. Теперь же Лариса гарантированно получит или деньги, или недвижимость.
Стоит отметить, что история Ларисы Анашкиной далеко не первая в Мурманской области, но самая громкая и получившая освещение. Некоторые обманутые покупатели также смогли заключить мировое соглашение с продавцами, другие продолжают судиться.
