Келейные корпуса Киновии: забытая архитектура правого берега Невы возвращается к жизни

Санкт-Петербург. На правом берегу Невы, между Володарским мостом и Финляндским железнодорожным мостом, вдоль Октябрьской набережной стоят два протяжённых кирпичных здания. Для большинства это просто старая застройка промышленной окраины, но именно эти дома — келейные корпуса Киновии Александро-Невской лавры — хранят в себе ключ к пониманию истории места, куда сегодня возвращается утраченный в XX веке смысл.

Фото предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге

Когда говорят о Киновии, чаще всего вспоминают Троицкий храм, воссозданный Фондом содействия восстановления истории и культуры в 2019 году. Между тем изначально Киновия задумывалась не как эффектная доминанта, а как уединённое лаврское отделение, пространство повседневной монастырской жизни, труда, молитвы и проживания.

Участок на правом берегу Невы был пожалован Александро-Невскому монастырю в 1714 году. В XVIII веке он использовался преимущественно для хозяйственных нужд. Лишь в начале XIX века здесь начинают формироваться предпосылки для создания обители: появляется архиерейский дом, деревянный храм и служебные постройки. Однако именно 1840-е годы стали моментом, когда Киновия приобрела чёткие архитектурные очертания.

В 1845–1847 годах на средства благотворителя Фёдора Фёдоровича Набилкова вдоль Невы были построены два симметричных каменных келейных корпуса. Они не только обеспечили размещение братии и настоятеля, но и сформировали архитектурное «лицо» Киновии со стороны города. Эти здания задали линию набережной и стали своеобразной рамой для будущего Троицкого храма.

Северный корпус включал митрополичьи покои и домовую церковь Архистратига Михаила и Всех бесплотных сил. Южный был предназначен для братии. Архитектура корпусов решена в формах русского стиля середины XIX века и отличается сдержанной выразительностью, подчёркивающей доминирующую роль храма.

Если храм был духовным центром Киновии, то келейные корпуса формировали её повседневную реальность. Именно здесь проходила жизнь обители, принимались гости, решались хозяйственные вопросы. Через корпуса осуществлялась связь между сакральным пространством, кладбищем и внешним миром.

Фото предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге

После 1917 года келейные корпуса первыми утратили своё первоначальное назначение. В 1920-е годы они были переданы под жилые и хозяйственные функции, внутренние пространства подверглись перепланировке, домовая церковь была уничтожена как культовое помещение. Несмотря на это, здания сохранили исторические объёмы, фасадную структуру и значительную часть подлинной архитектуры.

Во второй половине XX века корпуса использовались как жильё, мастерские и ведомственные помещения. Парадоксальным образом именно они дольше всего сохраняли визуальное присутствие Киновии в городском ландшафте, тогда как храм переживал наиболее тяжёлые искажения.

Сегодня, после воссоздания комплекса Киновии, начинается новый этап его истории — Фонд приступил к реставрации келейных корпусов. В настоящее время ведутся противоаварийные работы, а в перспективе планируется восстановление исторических фасадов и бережное приспособление зданий под гостиницы для паломников и апартаменты.

Такое использование не является компромиссным: оно продолжает историческую традицию Киновии как пространства временного проживания при обители. Возвращение постоянной функции позволяет сохранить здания, обеспечить их содержание и вновь наполнить ансамбль жизнью.

Реставрация келейных корпусов становится важным шагом к окончательному возвращению Киновии в культурное пространство города. Эти сдержанные, но значимые здания вновь соединяют храм, набережную и память места в единое целое.

Автор: Анастасия Петрова

Новости партнеров