Гражданская авиация РФ: скрытая угроза

Кирилл Маркин, аналитик Инвесткафе

На днях стало известно о том, что Федеральная служба по тарифам рассматривает возможность отмены государственного регулирования не только в морских портах России, но и в аэропортах. При этом, по словам руководителя ФСТ, «субъекты естественных монополий останутся субъектами естественных монополий», но теперь служба планирует перейти от системы жесткого контроля тарифов к мониторингу текущей ситуации.

Напомню, ранее Минтранс РФ уже выступил за тарифное дерегулирование в портово-логистическом бизнесе. Аналогичные намерения по отношению к аэропортовому сектору являются отражением либерализации российской транспортной отрасли в целом.

Однако в обоих случаях было предложено провести подробное исследование рынка, учесть наличие конкурентов и частично монопольное положение некоторых инфраструктурных активов в конкретных регионах. То есть цель предлагаемых мер — это не просто либерализации тарифного регулирования, но и соблюдение условий здоровой конкуренции, которая возможна только при определенных условиях.

Стоит отметить, что гибкий рыночный подход к тарифному регулированию даст участникам отрасли возможность оперативно реагировать на изменения конъюнктуры. Более того, если говорить об аэропортах, то это позволит низкорентабельным комплексам снижать тарифные ставки сборов. То есть они смогут реально стимулировать спрос, действуя в конкурентных рыночных условиях. Для авиакомпаний снижение тарифных ставок по аэропортовым сборам означает сокращение стоимости авиаперелета для их клиентов, что, несомненно, будет стимулировать рынок гражданской авиации. Получается, что уход от жесткого контроля тарифных ставок будет оказывать мультипликативный эффект на всю транспортную отрасль, благотворно влияя на всех участников рынка пассажирских перевозок.

В то же время угрозу для растущего рынка гражданской авиации РФ представляет отсутствие молодого кадрового резерва. Назревает дефицит пилотов гражданской авиации, о котором в отрасли уже достаточно давно идет речь. Аэрофлот предлагает свое, достаточно простое, решение проблемы — сократить отпуска летного состава отечественных авиакомпаний. К слову, акции Аэрофлота обладают потенциалом роста до уровня в 91 руб.

На самом же деле сокращение отпусков не компенсирует существующую нехватку квалифицированных кадров: эта мер лишь отсрочит разрешение проблемы. А заключается она в том, что в России уменьшается число профессиональных пилотов гражданских авиалайнеров, причем дело усугубляется недостатком учреждений, которые занимаются их обучением.

Более того, дефицит кадров будет только усиливаться, поскольку крупнейшие российские авиакомпании рассчитывают на значительный рост рынка гражданской авиации, а следовательно, расширяют и будут расширять свой авиапарк, поэтому необходимо проработать данный вопрос достаточно глубоко и найти комплексный подход к его разрешению. Впрочем, краткосрочные меры воздействия тоже необходимы, ибо из сложившейся ситуации нужно выходить уже сейчас.

 

Автор:

Новости партнеров