«Нева» приплыла

Один из крупнейших туроператоров Петербурга «Нева» в среду сообщил о завершении своей деятельности. Руководство решило, что поправить дела компании, которая проработала на рынке туруслуг 24 года, уже нельзя. А пока фирма осуществляет процедуру банкротства, туристы впадают в легкую панику, что еще более подрывает и так нелегкую ситуацию на рынке.

«Нева» приплыла

Бумажный кораблик, фото с сайта allfons.ruВ среду вечером туроператор «Нева» собрал журналистов, чтобы заявить о вынужденном решении о прекращении своей деятельности. Еще накануне «Нева» продавала путевки, а теперь руководство компании заявило, что намерено начать процедуру банкротства, но какие-либо сроки называть не стало. Также тайной осталось, какая сумма задолженности стала критичной для оператора.

Клиентам все возместим

«Ситуация находится под полным контролем. Те туристы, которые находятся в настоящее время за рубежом, будут доставлены на родину. С ними ничего не произойдет, — начал успокаивать журналистов генеральный директор «Невы» Максим Пирогов. — Работа с транспортными компаниями ведется, и никаких ЧП не будет. О всех туристах представлена информация в «Турпомощь» и АТОР, а также в Ростуризм».

Он  заявил, что гражданская ответственность туроператора застрахована в ЗАО «СК «Восхождение» на сумму 454,2 млн рублей. Причем эта сумма «превосходит сумму тех платежей за будущие и теперь уже несостоявшиеся поездки, которую внесли туристы», заверил Пирогов.

Это значит, что теоритически туристы уже сейчас могут обращаться в страховую компанию за компенсациями, а страховщик, в свою очередь, в течение 30-ти дней должен принять решение о выплатах, уточнили в компании «Нева». Таким образом, за компенсациями обратятся 16 тысяч человек, которые уже не смогут воспользоваться купленными путевками, и часть 6,5 тысяч туристов, которые сейчас за границей и вынуждены повторно оплачивать отели и билеты.

Тут же, в зале гостиницы Октябрьская, где «Нева» «признавалась» в своем банкротстве, поднялся шум. Это пришедшие на встречу с руководством туроператора клиенты. Они негодовали, что телефоны страховой компании (представительства в Петербурге «Восхождение» не имеет) не отвечают, а все офисы «Невы» закрыты – куда обращаться за компенсациями?

На это председатель совета директоров компании Сергей Тимралиев тихо сделал короткий звонок с наказом разобраться с ситуацией, чтобы люди могли дозвониться и проконсультироваться по вопросам компенсаций. В «Неве» сказали, что для пострадавших клиентов в настоящее время работают два офиса – на 1-й Советской улице и в Москве на Таганской улице. Хотя, по словам очевидцев, петербургские офисы закрыты все до единого.

Бизнес заболел и умер

Пока клиенты компании добивались ответа, в какие двери стучаться, чтобы решить свои проблемы, журналисты просили пояснить, как такая крупная и серьезная компания дошла до банкротства. Причиной сложившейся ситуации «Нева» назвала плохой сезон текущего года.

«В такой ситуации надо сказать о проблеме туризма, хотя это может быть расценено моими коллегами, как то, что я оправдываю деятельность компании, к которой имею отношение, — прокомментировал Тимралиев. —  За последние годы рентабельность операторской деятельности на выездном канале очень низкая. Бизнес низко рентабелен и очень скрупулезен. Каждому клиенту уделяется много внимания. <…> На сегодня сезон из-за, видимо, большого количества предложений на рынке, в определенной степени несбалансированного количества рейсов, программ, привело к тому, что он убыточен».

Спикер подчеркнул, что дальше тянуть с решение было нельзя – тогда бы туроператор влез в еще большие долги, пострадало еще больше людей. Но почему при наличии крупных долгов и сложном сезоне компания не прекратила свою работу раньше? На это представители туроператора сообщили: когда стало ясно, что сезон будет убыточный, «Нева» и так предпринимала максимум  усилий, чтобы как можно меньше было туристов за границей.

«Вы понимаете, когда какая-то компания работает или когда человек болеет. Вот он болеет – тут у него болит, там болит – вы его лечите. Но, наконец, наступает тот момент, когда взял и умер. Три недели назад было видно, что компания нездоровая. Но то, что она умрет, это еще неясно было. Но это не повод при первых признаках болезни закрывать компанию», — сказал экс-глава компании и председатель совета директоров «Невы».

Конкретности никто не внес. «Да и вообще бизнес этот умирающий», ведь любой билет или бронь можно оформить через интернет самостоятельно в наши дни, резюмировал Тимралиев.

Рынок терпит не лучшие времена

Действительно, банкротства турфирм и туроператоров не редкость в последние годы.  Так, в 2010 году о банкротстве заявил крупный туроператор «Капитал тур», год спустя «скончались» туроператоры «Лужники Тревел», Skytour. Затем закрылись «Ланта-тур вояж», сеть турагентств Global Club, туроператоры «Асент Трэвел», «Восточный экспресс» и ряд других.

«Все туроператоры говорят о том, что спад потока за границу есть, — прокомментировал «Агентству Бизнес Новостей» руководитель пресс-службы Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Павел Румянцев. — Он связан со многими факторами. В частности, с увеличениями курса евро по отношению к рублю, который пошел в тот период, когда как раз начались акции раннего бронирования, на которые рассчитывают многие туроператоры. Это и напряженная внешнеполитическая обстановка, которая психологически негативно сказывается как на иностранцах, которые к нам собирались ехать, так и на россиянах, которые боятся плохого к себе отношения как к представителям страны-агрессора. Еще одна история – ограничение части сотрудников силовых структур выезжать за границу, а, как мы знаем, государство им оплачивало проезд туда-обратно. Плюс постоянно падающая прибыль бизнеса».

Будет ли помощь?

Турист хорошо защищен от потерь в подобных инцидентах по нынешней двухуровневой системе, считает Румянцев. Он поясняет, что есть ассоциация «Турпомощь», которая может вывезти туриста на родину в случае необходимости. Во-вторых, есть страховое обеспечение, которое обязан получать каждый туроператор. Часть этой суммы получит турист в качестве компенсации на некачественные услуги.

В ситуации с «Невой» и ее страховщиком Румянцев полагает, что возникла «техническая сложность», из-за которой пострадавшие клиенты не смогли вовремя подать заявления. В то же время его коллега из головного союза туриндустри Ирина Тюрина в беседе с АБН выразила неуверенность, что страховая компания надежна и способна выплатить весь объем компенсаций.

«Страховое возмещение заявлено в сумме 452 млн рублей, что является довольно большой суммой. Если всю ее будет выплачивать компания «Восхождение», то у нее могут возникнуть проблемы с выплатами этой суммы, — считает аналитик «Инвесткафе» Михаил Кузьмин. — Поскольку все активы компании – это около 200 млн грубо говоря. А прибыль за прошлый год – около пяти миллионов, то есть сумма для страховой компании довольно существенная, если она будет именно таковой. Возможно, она будет не столь большой, поскольку это общая сумма страхования, а в реальности компенсация пострадавшим клиентам может быть меньше. <…> «Восхождение» входит в третью сотню компаний по объему страховых взносов».

Добавим, в среду Смольный создал координационный штаб по вопросам компенсации клиентов «Невы» и благополучного возвращения более 6,5 тысяч туристов из заграницы.  Штаб во главе с председателем комитета Инной Шалыто работает в тесном взаимодействии с Федеральным агентством по туризму, ассоциацией «Турпомощь», турфирмой «Нева», страховой компанией «Восхождение» и авиаперевозчиками.

Новости партнеров