Словесные интервенции Шувалова. Правительство может взять курс на либерализацию экономики

Уже в апреле правительство России возьмет курс на либерализацию экономики. По крайней мере, такие обещания дал на конференции в Высшей школе экономики первый вице-премьер Игорь Шувалов. При этом, как полагает экс-министр экономики России Алексей Кудрин, для изменений в стране нужна воля, а нынешняя власть боится реформ. Опрошенные «Агентством Бизнес Новостей» эксперты также скептически относятся к реальности подобного рода изменений в стране.

Игорь ШуваловКак заверил участников XVI Апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества Игорь Шувалов, курс будет меняться постепенно. Но все же будет. Каких-то конкретных идей, однако, первый вице-премьер не озвучил.

Здесь не растерялся глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Он спросил у заместителя главы кабинета российских министров, не будет ли взято на заметку правительством мнение научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина о необходимости либерализации экономики. «Будет», — ответил Шувалов.

На конференции в ВШЭ о необходимости реформ заговорил и бывший министр финансов и нынешний глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин. Он заявил, что в нынешней модели управления государством присутствует значительный популизм и даже боязнь реформ, а чтобы создать государственные институты, которые могли бы соответствовать потребностям передовой экономики, нужна политическая воля к этим самым реформам.

По мнению Кудрина, в России сложилась бюрократическая и правоохранительная каста, которая слабо реагирует на запросы участников рынка. А такая бюрократия давит на бизнес, создает административные барьеры и почву для коррупции. То есть без общественного и парламентского контроля вертикаль власти не может работать эффективно.

Сюжет: Вне рамок и понятий. Решится ли Путин на реформы?

С Кудриным согласен и президент ВШЭ в Петербурге Александр Ходачек. Как он заявил «Агентству Бизнес Новостей», и сам Ясин придерживается позиции, что в последнее время в стране «есть тенденция по увеличению присутствия государства в экономике», что не всегда оправдано.

«Есть ключевые отрасли, где необходимы система госрегулирования, охрана гостайны, все, что касается оборонно-промышленного комплекса. Но есть целый ряд других вещей – лицензирование, создание саморегулируемых организаций, про которые говорят, что этот опыт неудачный. Здесь нужна либерализация и упрощение процедур, снятие административных барьеров. Это поможет дать новое дыхание экономике», — полагает экономист.

Он добавил, что главное – это вопрос влияния государства на макроэкономическую политику. «Если оно не будет жестким, то либерализация автоматически произойдет», — полагат Ходачек.

В свою очередь, экономист Андрей Заостровцев и вовсе скептически относится к словам Шувалова о каких-либо либеральных изменениях.

«Я не вижу особых резервов в этом плане. Может быть, Шувалову виднее. Всякие меры по либерализации экономики упрутся в конечном счете в политику, и на этом все закончится», — полагает экономист.

Он отметил, что не Шувалов главным образом решает, как двигаться экономике страны. Более того, выступая на таком мероприятии как научная конференция, вице-премьер «может говорить много из того, что сделано не будет». А слова о том, что в основе возможного либерального курса будут лежать идеи и предложения Евгения Ясина – это не более чем знак вежливости в сторону научного руководителя Высшей школы экономики, поэтому на такие кивки не стоит всерьез обращать внимание.

Заостровцев не считает Шувалова либералом, впрочем, призывы к либерализации из уст вице-премьера исходят уже не в первый раз. Так, в декабре 2012 года он заговорил о либерализации закона «О торговле», то есть о возможности позволить торговым сетям занимать более 25% локального рынка, если ритейлеры будут строить новые магазины или переоборудуют под них непрофильные помещения. ФАС тогда пошел на уступки, разрешив однократно превысить долю в четверть от всего регионального рынка.

Позже Шувалов призывал к кредитно-денежной либерализации. Это происходило на фоне инфляции в России в 6,6% по данным за 2012 год и плановой (впрочем, плановой) отставки главы ЦБ Сергея Игнатьева, при котором регулятор проводил жесткую монетаристскую политику.

Дарья Борисова, Дмитрий Борисов / АБН

Автор:

Новости партнеров