В конце мая бизнес-омбудсмен Борис Титов представил президенту России Владимиру Путину доклад «Книга жалоб и предложений российского бизнеса». В нем среди многочисленных проблем говорилось о положении виноделов и предложениях по тому, как улучшить ситуацию в отрасли. «Агентство Бизнес Новостей» разбиралось, что нужно виноделам и продавцам этого напитка в Крыму.
Авторы документа предлагают снизить до нуля ставки акцизов на вино, сделанное из российского винограда. Чтобы компенсировать затраты, можно повысить ставки акциза на винные напитки. Кроме того, создатели документа считают нужным создать систему госгарантий при закладке новых виноградников, поддержать модернизацию основных фондов и появление новых винодельческих производств.
Как заявил в комментарии «Агентству Бизнес Новостей» президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович, проблемы были, есть и остаются одни – это законодательное регулирование отрасли. Причем все, что характерно для России в общем, распространяется и на Крым в частности. Недавно был принят ряд поправок, которые облегчают жизнь виноделов. Речь идет о декабрьских изменениях в 490 ФЗ. Поправки, например, определяют фермерские винодельни как выпускающие до 5 тыс. декалитров вина ежегодно. В документе также говорится о порядке производства, хранении, продаже вина и шампанского, изготовлении сельхозпроизводителями из собственного винограда, порядке декларирования объема винограда, ведения реестра виноградников.
Однако, отметил Попович, новый закон едва вступил в силу, еще нет практики его применения, как нет и подзаконных актов. По его мнению, основную сложность для виноделов представляет то, что их деятельность регулируют с помощью того же закона, что и производителей водки. Глава союза виноградарей и виноделов добавил, что крымские производители с тревогой ожидают полного перехода на российское законодательство. На данный момент до 1 января они продолжают работу по облегченному варианту переходного периода.
«Для того чтобы в Крыму было нормально нужно что-то дело. Для Крыма проблемой остается логистика. Паром, очереди, штормы, простои, транспортные затраты. Вино – это продукт, который не должен стоять на жаре. Его обычно везут быстро. Представьте, середина лета хорошее крымское вино везут в Россию. Подъезжают к парому – а там очередь или еще хуже — какой-нибудь шторм. Он день стоит, два стоит, три стоит – вино на жаре. Вопросы логистики очень сложны. Плюс они дорогостоящие, они увеличивают цену», — сказал Попович.
Среди главных проблем для продавцов вина представитель этой части бизнеса – севастопольского винного бутика Le Terroir Sevastopol Максим Ткачиборода также назвал логистику. Однако для продавцов дело упирается в санкции, которые не дают напрямую приобрести бутылку или корку для вина, поскольку оборудование импортное. Трактора наши слишком большие и для того, чтоб заниматься качественным вином — необходима небольшая современная техника», — пояснил он.
Попович в свою очередь обратил внимание и на состояние крымских виноградников. Многим из них нужна пересадка. «Они достаточно хорошие, но старые, изреженные и не дают тот эффект, с точки зрения урожая, который можно было бы иметь. Там значительные площади требуют раскорчевки и пересадки. Это очень большие затраты. Отчасти в этом году Минсельхоз через госпрограмму развития сельского хозяйства России выделил значительные средства. У тех, кто будет сажать в этом году виноград, кому этих денег хватит, у них будет все нормально. Но это было эпизодическое выделение средств для Крыма. По-хорошему надо чтобы те объемы субсидий, которые выделили в этом году, сделать постоянными и не только для Крыма. Если это произойдет, то будут очень большие подвижки в посадке виноградников», — пояснил глава Союза.
В налоговых льготах отрасль также крайне заинтересована, уверен Попович. Он напомнил о декабрьских поправках, чье положительное влияние пока что остается в теории. Они должны стимулировать крестьянско-фермерские хозяйства и мелкие фермерские предприятия больше сажать виноградников и делать вино, считает он.
В 170 ФЗ, регулирующем в основном деятельность производителей водки, препятствия для виноделов сняты. Однако остались преграды в других законах. Например, в Налоговом кодексе. Для того чтобы получить лицензию крестьянско-фермерскому хозяйству, как и крупному предприятию, надо заплатить 800 тыс. рублей за лицензию. Попович сообщил, что сейчас ведутся переговоры с Минфином и правительством. В союзе надеются, что поправка будет принята для крестьянско-фермерских хозяйств, кто делает вино из российского винограда, в результате уменьшится стоимость лицензии до 65 тыс. рублей, но это пока лишь проекты. Для вин, сделанных только из российского винограда и более высокого уровня качества, чем у столовых вин, просят еще одну поблажку. Союз пытается договориться с правительством, Госдумой, Совфедом и Минфином об изменении акцизообложения. Рассматривается вопрос об изменении ставок акциза для полностью российского качественного вина, но документ пока даже не внесен. Какие-либо цифры по изменению акциза Попович называть не стал, поскольку в отличие от стоимости лицензии нет даже приблизительных договоренностей. Он только выразил надежду, что в следующем году ставки акциза на вина будут ниже, чем сейчас.
Еще одно предложение бизнесменов из доклада, представленном президенту — установить минимальные цены на вино, как это работает сейчас в отношении водки. Отсутствие минимальных цен приводит к росту контрафактных продуктов и некачественных подделок на рынке, говорят авторы доклада. Бизнесмены жалуются на то, что минимальные цены для крепкого алкоголя не отвечают действительности. По мнению представителей отрасли, на момент установки они отстают примерно на одну пятую от реальной себестоимости. Это приводит к злоупотреблению чиновников и попаданию контрафакта в магазины.
Эту меру Попович считает позитивной. «Мы просим правительство об этом уже три года. Причем три года назад это было актуальнее, чем сегодня. Очень надеемся, что в этом году что-то произойдет и минимальные цены каким-то образом появятся. Сейчас все в руках Росалкогольрегулирования, все нормативные документы есть. Осталась работа чиновников, нужно чтобы они ускорили ее», — добавил он.
«Минимальная цена на вино, это скорее для предприятий-миллиоников подойдет, качественное вино вырастить дешево не получается и объемы не те. Скорее нужно увеличить число виноделов, такие желающие есть — главное защищенность инвестиций», — полагает Ткачиборода.
Он отметил, что если восстановить в Крыму историю винодельческого региона и дать возможность выращивать качественное вино, регион не будет дотационным — скорее наоборот. По его мнению, в винодельческую отрасль стремятся в основном люди, которые уже заработали свой капитал и хотят переехать семьями и «заниматься своим счастьем самостоятельно». «Земля здесь, в Севастопольской зоне подходит для элитного виноделия, именно поэтому сюда пытаются зайти иностранные компании и делать вино», — заметил Ткачиборода.
Резюмируя ситуацию, он приходит к выводу, что самое главное — защищенность инвестиций и трезвый рассудок. «Здесь есть достаточно знаний для того, чтоб создать нашу маленькую «Бургундию» — 200 хозяйств с дегустационными площадками, отелями, ресторанами… Я думаю, будет достаточно для того, чтобы туристы приезжали и начинали ценить своё», — добавил Ткачиборода.
Елизавета Большакова / АБН