Закрыть

Секрет фармы. Почему не падает фармацевтический кластер Петербурга

В Петербурге стабильно падает промышленное производство. По последним данным — на 8,9%. Однако эта статистика, сетуют в Смольном, не учитывает фармацевтическую промышленность. Между тем, именно этот кластер вопреки кризису демонстрирует рост. Почему — «Агентство Бизнес Новостей» разбиралось с экспертами.

медицина фарма moyareklama.ruПо итогам этого года фармацевтическая отрасль петербургской экономики покажет двукратный рост. Об этом журналистам в рамках форума «Life Sciences Invest. Partnering Russia» рассказал глава городского комитета по промышленности и инновациям Максим Мейксин. По его словам, кластер все последние годы показывает стабильный рост, хотя это и не учитывается официальной статистикой.

«Мы дискутировали на тему индекса промышленного производства. К сожалению, он не учитывает целые отрасли, в том числе, практически не учитывает фармацевтику. Сейчас мы работает с Петростатом на эту тему. Реальной статистики по отрасли нет, к сожалению. Мы ведем совместную работу с налоговой инспекцией по формированию собственных данных», — сказал чиновник.

Во вторник губернатор Георгий Полтавченко от имени правительства и глава НП «Медико-фармацевтические проекты. XXI век» Дмитрий Чагин подписали соглашение о создании в Петербурге медико-фармацевтического кластера. Который, вообще-то, в Петербурге есть.

«После выхода закона о промышленной политике в РФ, в котором сформулировано понятие кластера, у нас появилась возможность [юридически] сформировать у нас кластер. Потому что у нас компетенции сосредоточены в основном вокруг промышленного направления — и лаборатории, и образовательные программы. И закон позволяет официально сделать кластер, — поясняет Дмитрий Чагин. — До этого конкурс, который проводило Минэкономразвития, в котором мы участвовали и победили, позволил нам получить общее название «Кластер медицинско-фармацевтической промышленности, радиоционных технологий Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Это был объединенный кластер», — сказал глава НП.

Он [индекс промышленного производства] не учитывает целые отрасли, в том числе, практически не учитывает фармацевтику. Реальной статистики по отрасли нет, к сожалению.

По его словам, это создавало определенные сложности, прежде всего — при формировании бюджета, так как у регионов были разные возможности. «Мы хотели четко поставить рамки», — добавил Чагин.

Как поясняет вице-губернатор Ольга Казанская, подписанное соглашение подразумевает целый комплекс мер, а не только общую координацию со стороны городского правительства.

«Мы предоставляем возможность размещать учреждения кластера в нашем технопарке. Именно в технопарке, который де-факто — центр коллективного пользования, имеется целый ряд технологического оборудования, и это тоже неоценимая поддержка со стороны города. Далее мы говорим о субсидировании. И в последнее время его поддерживает федеральное правительство», — отметила чиновница.

Казанская затруднилась назвать конкретные цифры субсидий, но это десятки, а то и сотни миллионов рублей. Также город — крупный покупатель продукции городских предприятий. В настоящее время Смольный рассматривает возможность заключения долгосрочных контрактов на поставку лекарств.

«У нас даже есть идея заключения специнвестконтрактов: это когда производитель берет на себя обязательство по организации выпуска той или иной продукции, которая нужна городу в определенных объемах, а мы берем на себя обязательство по гарантированному сбыту продукции», — рассказала вице-губернатор.

Пока же, впрочем, доля петербургских препаратах в госзакупках для льготников невелика — порядка 5% по стоимости. В целом же отечественные препараты имеют долю в 45%. Казанская отмечает, что приоритетом для властей все же является соотношение цена-качество, и если для этого нужно покупать московские лекарства — «что ж — будем закупать у Москвы«.

Впрочем, госзакупка — не единственная мера поддержки производителей. В последние годы город активно приветствовал новые фармацевтические производства, способствуя их открытию расширением перечня льгот и снижением инвестиционного порога. Результат, например, развитие производства «Полисан», которое подписало договор о стратегическом партнерстве с немецкой Bayer. В этом году открылась научно-производсвенная площадка Biocad, которая сконцентрируется на разработке лекарств от онкологии и гепатита С. Кроме того, открылись заводы и производственные линии «Вертекс», «Солофарм», «Новартис Нева».

Мы попали в непростую ситуацию. Перед тем, как начался кризис, мы начали серьезную реконструкцию, диверсификацию продуктового портфеля. Наступил кризис, по нам все это ударило очень жестко

Впрочем, двукратный рост это — «средняя температура по больнице». Так, гендиректор старейшей в городе фармацевтической фабрики (работает под брендом «Галенофарм») Тамерлан Балаев рассказал журналистам о сложностях, с которыми столкнулось его предприятие.

«Кризис на нас сказался плохо. Мы попали в непростую ситуацию. Перед тем, как начался кризис, мы начали серьезную реконструкцию, диверсификацию продуктового портфеля. Мы закупили импортное оборудование, стали занимать и платить за лизинг в валюте. Наступил кризис, по нам все это ударило очень жестко», — рассказал руководитель «Фармацевтической фабрики Санкт-Петербурга».

А накануне банк, который обеспечивает факторинг предприятия, разорился. «Для нас это опять серьезное испытание», — добавил Балаев.

Тем не менее, говорили эксперты форума, петербургский рынок достаточно устойчив. Здесь есть большой образовательный и научный потенциал, а сфера сбыта представляет значительный интерес для иностранцев.

«Объем рынка заставляет западные компании переносить производства в Петербург. Да, сейчас, наверное не будет активного строительства новых заводов, но по крайней мере увидеть интересные направления и оценить то технологическое качество, которое есть у наших фармацевтических компаний, крупные западные фирмы могут», — считает Дмитрий Чагин.

Возвращаясь к подписанному со Смольным соглашению, он считает это удачным примером цивилизованного лоббизма.

«Сейчас понятие лоббирование приобрело правильный смысл. То, как он звучит во всем мире: лоббирование во имя, а не лоббирование для».

Отметим, концепцию фармацевтического кластера правительство Петербурга одобрило еще в 2010 году в пору губернаторства Валентины Матвиенко. Уже к 2011 году общий объем отечественных и иностранных инвестиций в фармацевтическую отрасль города превысил 25 млрд рублей. Одной из площадок для развития производств стала особая экономическая зона «Нойдорф». Там фармкомпании «Биокад» и «Фарм-холдинг». В ОЭЗ «Ново-Орловская», в свою очередь, пришла швейцарская компания «Новартис». В настоящее время в кластер входят около 150 компаний, а также порядка 30 научно-исследовательских и образовательных учреждений, «успешно реализуются 25 инвестиционных проектов», — сообщили во вторник в Смольном.

Василий Романов / АБН

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров