Московские власти на ближайшие три года запланировали очередное сокращение штата врачей. В прошлый раз такая мера спровоцировала масштабные акции протеста во многих городах России. Однако сейчас медики не слишком удивились — для них сокращения уже стали обыденностью. Они надеются, что реформа здравоохранения не ограничится одной лишь оптимизацией штата, и требуют улучшить условия их труда.
О том, что в ближайшие три года департамент здравоохранения Москвы проведет очередное сокращение штата врачей в подведомственных ему учреждениях, стало известно в понедельник. Как сообщили в самом департаменте, к 2018 году коэффициент обеспеченности врачами должен составить 40,9 на 10 тыс. населения. По данным Росстата, 1 января 2015 года в Москве работало 64,9 тыс. врачей. Московский департамент труда и занятости прогнозирует, что население столицы к 2017 году достигнет 12,4 млн человек. Таким образом, через три года в Москве должно остаться на 14 тыс. врачей меньше, чем сейчас.Однако в департаменте здравоохранения подчеркивают, что на деле показатель обеспеченности врачами московского населения будет гораздо выше. В столице медицинскую помощь оказывают также организации, которые подчиняются непосредственно Минздраву, а также другим федеральным ведомствам. Сотрудников этих организаций сокращения не коснутся. Вопрос об оптимизации штата врачей московское правительство уже согласовало с Минздравом.
В конце прошлого года власти Москвы уже сократили около 3,5 тыс. врачей в рамках реформы здравоохранения. Медицинские работники ответили на это акциями протеста во многих городах России.
Как рассказал «Агентству Бизнес Новостей» секретарь профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал, информация о сокращении штата не стала для столичных врачей новостью. «Это просто документальное подтверждение процесса, который уже имеет место. Люди продолжают получать уведомления [о сокращении]. Просто появилась официальная информация о готовящихся масштабах», — объяснил он.
Во вторник под руководством Коновала 25 врачей столичных поликлиник объявят итальянскую забастовку, через неделю к ним присоединятся еще 22 медработника. «Одно из наших требований — это как раз увеличение штата в поликлиническом звене. [Московские власти] говорили, что будут сокращать стационары и усиливать амбулаторное звено. Но мы видим обратный процесс — сокращение штатов поликлиник, люди не хотят идти в адские условия работы. Недостаток финансирования такой, тарифы ОМС занижены настолько, что даже если бы захотел главврач заполнить штат и платить достойную зарплату, он не смог бы этого сделать», — объяснил Коновал.
Основные требования протестующих — увеличить штат работников в поликлиниках и сократить количество прикрепленных к ним людей, чтобы график работы медиков нормализовался. «Забастовка будет продолжаться до тех пор, пока на уровне департамента [здравоохранения Москвы] не будет принято решение, четко нормирующее трудовой процесс [медработников]», — заявил Коновал.
В Петербурге медицинские работники тоже решили провести акцию протеста — в понедельник они подали заявку в Смольный на проведение митинга 4 апреля. Организаторы акции предполагают, что на улицу выйдут около 1 тыс. человек. «Сейчас медицинское сообщество слабо консолидировано, его инициатив не слышно», — рассказал АБН сопредседатель профсоюза «Действие» Игорь Малахов. По его словам, главная цель митинга — повысить статус медработников в гражданском обществе.
Одно из основных требований протестующих — создать в российских городах трехсторонние комиссии, в рамках которых медработники смогут обсуждать проблемы отрасли с представителями исполнительной и законодательной властей. Проблему сокращения московских врачей петербургские активисты тоже внесли в повестку митинга. «Мы будем требовать, чтобы власти объективно оценивали потребность в медицинских кадрах и перед тем, как принимать решения, обсуждали это с медработаниками», — объяснил Малахов.
Среди прочих требований митингующих — приравнять ответственность за нападение на медиков к ответственности за нападение на представителей правоохранительных органов, а также ввести для них специальный соцпакет. Также они предлагают снизить нагрузку на «Скорую помощь» и переложить ответственность за непрофильные вызовы на вытрезвители.
Вопрос о возрождении института вытрезвителей планирует поднять вовторник на встрече с министром здравоохранения Вероникой Скворцовой сенатор от Петербурга Людмила Косткина. «Когда мне ночь пришлось провести в Мариинской больнице (в Петербурге. — АБН), я видела, сколько за ночь привезли пьяных, в наркотическом опьянении. Тема возрождения вытрезвителей стоит очень остро. Врачи не занимаются больными, очень много внимания уделяют запойным людям», — рассказала Косткина АБН.
Кроме того, Косткина уже передала Скворцовой вопрос о внесении изменений в бюджет. «Расходники дорожают, лекарства дорожают. Очень много обращений от тех, кто работает через фонд ОМС, что им разрешено только 100 тыс. тратить на медицинское оборудование, а остальное все должны учредители покупать на средства из других источников. А что такое 100 тысяч?» — недоумевает сенатор.
По словам Косткиной, другие члены Совфеда собираются поднять вопросы о ценах на лекарства и о зарплате медицинских работников. А вот сокращения московских врачей сенаторы обсуждать не планируют, рассказали АБН в аппарате комитета СФ по социальной политике.
Отметим, в профсоюзе «Действие» оптимизацию штата медработников воспринимают как попытку московских властей «расчистить площадку для коммерческой медицины». «Это разрушительная реформа, — заявил АБН секретарь профсоюза Коновал, — Результатом станет то, что расходы на медицину будут окончательно переложены на плечи граждан. Часть населения вообще будет лишена доступа к бесплатному здравоохранению, что нарушает Конституцию». А вот в департаменте по здравоохранению такую меру считают полностью оправданной. «В целом показатель обеспеченности врачами населения в Москве существенно превышает… показатель в среднем по России», — отмечают в департаменте. Столичные власти также указывают на позицию Минздрава и Всемирной организации здравоохранения, которые сходятся на том, что в мегаполисах обеспеченность населения врачами должна быть меньше, чем в сельской местности.