Счетная палата в понедельник опубликовала свою оценку поправок в федеральный бюджет. Самое существенное замечание относится к исходным данным Белого дома: по мнению аудиторов, ВВП может упасть аж на 7%, тогда как кабмин исходит из цифры в 3%. Опрошенные эксперты считают такое расхождение нормальным.
В Счетной палате считают, что правительство чересчур оптимистично: представленный скорректированный прогноз макроэкономических параметров «носит умеренно консервативный характер». В Белом доме номинальный объем ВВП по итогам 2015 года прогнозируют 73 119,0 млрд рублей (это на 5,7% ниже первоначального прогноза). При этом рост ВВП правительство закладывает как 97% (первоначально — 101,2 % индекс 4,2%). Этот прогноз, считают аудиторы, неверен.По мнению надзорного органа, прогнозируемое снижение большинства социально-экономических показателей (которые и являются ключевыми при расчете ВВП) сопоставимо со снижением аналогичных показателей в кризис период 2008–2009 годов. Но тогда темп роста ВВП снизился на 7,8%.
Аналогичные расхождения есть и по другим показателям. Так, в скорректированном прогнозе снижение промышленного производства оценивается на уровне 1,6 %. Однако в 2009 году падение было гораздо более глубоким — 10,7 %. При этом нынешний прогноз правительства не соотносится с другими данными — инвестиции в основной капитал по данным кабмина упадут на 13,7%, а оборот розничной торговли – на 5 %). Это «не соответствует динамике снижения промышленного производства (лишь на 1,6 %)», подчеркивают в палате.
Добавим, разошлись правительство и СП также в оценке инфляции. «По мнению Счетной палаты, оцениваемый в скорректированном прогнозе уровень инфляции на 2015 год, составляющий 12,2 % (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года), занижен», — говорится в заключении. Так, по официальной статистике уровень инфляции в феврале 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года составил 6,2%. Кроме того, сложившийся в январе – феврале текущего года уровень инфляции на 4,9% пункта выше, чем в январе – феврале 2014 года (1,3 %), и составляет более половины годового прогнозируемого значения (12,2 %).
«Это норма»
По мнению советника руководителя Института современного развития, экономиста Никиты Масленникова, то, что прогноз Счетной палаты существенно отличается от правительственных данных, нет ничего экстраординарного. По словам эксперта, у аудиторов была возможность выбирать прогнозные данные из самого широко спектра источников: от правительственных аналитиков до экспертов J.P.Morgan и Morgan Stanley. Кроме того, задача ведомства – оценивать риски и, груба говоря, перестраховываться от самой неблагоприятной ситуации.
«У правительства довольно умеренный прогноз, потому что мнению аналитиков министерства экономического развития, падение ВВП должно составить около 3%, позиция ЦБ более жесткая — от 3,5% до 4%. Другие, внешние аналитики инвестиционных банков укладывают прогноз от 3 до 4,5%, до 5% максимум. На той неделе цифра 7% тоже возникла — это консолидированный прогноз трех аналитических центров — Институт экономики и экономической политики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы и Всероссийская академия внешней торговли. У них консолидированный прогноз -6,8%. У Счетной палаты был большой выбор оценок, и они решили заложиться по максимуму», — сказал «Агентству Бизнес Новостей» Масленников.
По мнению эксперта, Белому дому нужно прислушаться к мнению Счетной палаты.
«Надо не отправлять эту позицию в долгий ящик, а наоборот, надо серьезнее отнестись к работе над бюджетом. Я имею в виду реальное сокращение бюджетных расходов, которое мы в реальном виде не добились», — отмечает экономист.
По мнению другого экономиста, члена Экспертного совета международного аналитического журнала «Геополитика» Юрия Болдырева, для того, чтобы оценивать правдоподобность того или иного прогноза, не хватает исходных данных. «Я 15 лет не работаю в Счетной палате, но когда работал, всегда возникал вопрос: какова методика расчета? Потому что оценки «с потолка» не уместны. Всегда надо смотреть, нет ли ошибок в арифметике и методике. Потому что в методике есть определенные допущения», — отмечает эксперт.
По его мнению, правительство относится к прогнозированию макроэкономических событий, как к чему-то, что не зависит от предпринимаемых действий. Это не правильный подход, считает Болдырев.
«Это же не вопрос оценки, насколько во время солнечного затмения закроется солнце, то есть явления от нас независящего. Это оценка явления, которое абсолютно находится в руках нашего правительства. Если будет продолжаться такая политика, как сейчас (то есть политика безответственного «ничегонеделания» и ожидания, когда же Запад смилостивится, а цена на нефть вырастет), то действительно, можно смотреть на солнце и прогнозировать, насколько независящая от нас цена на нефть вырастет», — сказал экономист.
Он считает, что реально было бы оценивать разные экономические программы со списком мер по стимулированию роста ВВП. Например, фактический выход из ВТО, ответные санкции России в отношении всех товаров, реиндустриализация вместо импортозамещения. В таком случае. считает эксперт, сравнение оценок роста ВВП было бы обоснованным.