Председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин объяснил, почему наша страна так и не стала членом Международного уголовного суда. Ратификация соответствующего договора привела бы к нарушению сразу нескольких конституционных принципов, сказал судья на лекции в рамках Петербургского международного юридического форума.
«Прежде всего, это знаменитая статья 61 Конституции, которая запрещает Российской Федерации выдавать гражданина другому государству и высылать его из Российской Федерации. Специалисты по уголовному праву могут сказать, что выдача это несколько другое, но Конституция говорит в целом об основных понятиях. И было бы странно, если бы сама РФ стала бы высылать граждан», — передает слова главы КС корреспондент «Агентства Бизнес Новостей».
Он отметил, что такие институты, как Международный уголовный суд являются субсидиарными, то есть, государство обращается к ним только тогда, когда само не может выполнить свои правовые функции. Зорькин также напомнил, что противоречия между национальными Конституциями и международными актами отнюдь нередки. В качестве примера он привел подписание Лиссабонского соглашения странами ЕС. Некоторым участникам союза для этого пришлось менять свои основные законы.
Международный уголовный суд начал работу в 2002 году. Учрежден на основе Римского статута , который принят в 1998 году. Основная задача института – осуществлять правосудие в отношении тех лиц, которые совершили преступления, вызывающие озабоченность всего международного сообщества в целом. Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, но так и не ратифицировала его. При этом Россия сотрудничает с МУС в качестве наблюдателя.