Хирургическое вмешательство. Правительство планирует урезать на треть расходы на инвестпроекты

Российское правительство определилось с предварительной суммой, которую потратят на госинвестиции в период с 2016 по 2018 годы. Межведомственная комиссия планирует уменьшить на треть расходы в 2016-2017 годах, и приблизительно 40% — в 2018 году. Эксперты считают такие планы вынужденной, «антикризисной» мерой.  При этом сокращение инвестиций может замедлить начало восстановления экономики, считает аналитик, но, с другой стороны, поможет сохранить элементы макроэкономической стабильности.

Деньги, фото с сайта ngs55.ruЗаседание межведомственной комиссии по бюджетным расходам по подготовке предложений по формированию инвестиционных расходов бюджета провел накануне глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Если запрошенные министерствами ассигнования уменьшат именно так, как значится в предварительном плане, то объем выделенных средств на 2016-2017 годы снизится до 1,78-1,79 трлн рублей в год, при том, что ведомства запрашивали 2,67–2,78 трлн рублей. Кроме того, если взглянуть на финансовые планы на 2018 год, то расходы в этот период могут сократить даже больше – приблизительно на 40% — до 1,6 трлн рублей.

В ходе подготовки плана по инвестрасходам комиссия принимала в расчет, в первую очередь, майские указы, а также правительственные и президентские поручения. Приоритетный статус в плане финансирования получили объекты, ввод в эксплуатацию которых запланирован на 2016 год. Также секвестр предположительно не затронет значительные проекты, связанные с импортозамещением или относящиеся к категории межотраслевых.

Ряд заявок, которые поступили от различных ведомств и не получили одобрения комиссии, планируют включит в «лист ожидания». Впрочем, для этого необходимо подходить под определенные требования. Речь идет, в том числе, и об обосновании необходимости реализации конкретного проекта для решения крупных правительственных задач.

При этом, вероятно, сократится финансирования оборонной программы в сфере увеличения контрактной составляющей в вооруженных силах. Также предположительно не будет продлеваться комплекс мер по развитию Дальнего Востока в 2018 году.

Как отметил аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко, секвестр представляется правильным решением, так как «первые вариации бюджетов на 2015-2017 годы, по сути, были больше бюджетами роста, о котором сейчас говорить пока не приходится, так что принимать меры по снижению будущего дефицита бюджета, безусловно, необходимо». Решение комиссии о сокращении расходов на инвестпроекты, по его словам, стоит считать антикризисными мерами.

«Мы видим сокращение расходов, которые будут приносить доход и дополнительную полезность в будущем, тогда как текущие расходы правительство старается максимально сохранить, чтобы не снижать уровень жизни», подчеркнул Сороко. Он добавил, что большая часть расходов такого рода можно возобновить при улучшении ситуации в экономике и возобновлении роста цен на нефть.

Старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб также считает сокращение государственного финансирования инвестиционных проектов и ФЦП вынужденной мерой. По его словам, «при сжимающейся экономике, уменьшается пирог, который можно делить на всех, и сохранить уровень расходов, который закладывался в «тучные» времена невозможно». Данные меры хоть и являются антикризисными, но при этом их сложно назвать краткосрочными. «Решение системное, так как подразумевает сокращение финансирования на три года вперед», — подчеркнул эксперт.

Он также отметил, что «сокращение инвестиций может замедлить начало восстановления экономики, но, с другой стороны, поможет сохранить элементы макроэкономической стабильности». Как считает Иосуб, альтернативой в данном случае «могла бы стать работа «печатного станка», которая запустила бы инфляционные процессы, оплачивать которые пришлось бы из своих карманов беднейшим слоям населения».

Эксперт также отметил, что вернуться к полноценному финансированию инвестиционных проектов и целевых программ возможно будет «при полном восстановлении темпов экономического роста». Это, в свою очередь, может произойти «лишь в случае кардинального изменения геополитической ситуации в мире», подытожил Иосуб.

Александр Рутнев / АБН

Автор:

Новости партнеров